5 комментариев

Альгамбрские вазы: «Ваза с газелями»

Рубрика : Летний сезон (июнь 2012 - сентябрь 2012)

Зал Двух сестер, дворец Альгамбра, XIV век.Главным достижением испано-мавританской керамики являются так называемые альгамбрские вазы. Они были предназначены для декора зала Двух сестер во дворце Альгамбра и были созданы в XIV в. и XV в., предположительно, в одном из керамических центров Испании – Малаге. До наших дней дошло восемь ваз, однако, судя по найденным на раскопках осколкам, их было больше. Вазы представляют собой большие (более 130 см, некоторые достигают 170 см) амфоровидные сосуды, расписанные кобальтом и люстром. Вазы не несли функционального значения и были предназначены только для декора помещения, что следует из их формы (о которой будет подробно рассказано далее). Наиболее известные из них – ваза Фортуни, хранящаяся в Эрмитаже, и ваза газелей, находящаяся в музее Альгамбры в Гренаде. На основе последней я бы хотела разобрать формообразование и декор, типичные для этих ваз.Ваза считается произведением  XV века за свой сложный декор и достигшую совершенства форму. Свое название она получила за мотив центральной композиции – двух газелей. Изначально ваза стояла в углу зала Двух сестер в отведенной для нее нише. Ее размеры – 135 см в высоту, 69 см в диаметре.

Ваза газелей из дворца Альгамбра

Основой формы вазы является большое яйцевидное тулово с очень маленьким плоским донышком. Несомненно, что эти вазы стояли на специальной подставке, поскольку подобное дно совершенно неустойчиво. Тулово венчает расширяющееся кверху конусовидное горлышко, делящееся декоративными желобками на восемь граней. Плоские ручки, напоминающие крылья, начинаются от плечиков и крепятся наверху к горлу вазы.  Одна из ручек была или утеряна, или, по другой версии, это производственный брак. Если мысленно дорисовать сломанную ручку, то изделие будет вписывать в идеальный овал, мотив которого прослеживается во всем декоре вазы.

Следует отметить, что ваза имеет строгую точку обзора с фронтальной стороны, и эта фронтальная сторона всячески акцентируется в форме и декоре. В первую очередь, этот эффект достигается за счет плоских ручек. Они как будто рассекают вазу поперек, разделяя ее на две половины. Саму лицевую сторону отмечает композиция с газелями, о которой будет сказано далее.

Теперь следует рассмотреть декор вазы. Преимущественно здесь используется растительный и эпиграфический орнаменты, характерные для мусульманской культуры. Колорит составляют синий кобальт, использующийся для создания фона, металлический золотистый люстр, которым прописан орнамент, и светлый цвет самого изделия, служащий заливкой для крупных орнаментов.

В самом широком месте тулова проходит бордюр с каллиграфической надписью, делящий вазу на две части. Надпись желает ее владельцу счастья и процветания. Ниже этого бордюра вазу украшают четыре мандолы с мотивами древа жизни. Форма этих мандол еще раз подчеркивает овальную форму самого изделия. Пустое пространство рядом с ними заполняется ритмичными треугольниками с надписями и растительным орнаментом.

"Ваза газелей", фрагмент нижней части тулова"Ваза газелей", центральная композиция росписи"Ваза газелей", крыловидная ручкаЖозеф-Теодор Дек - копия "Вазы с газелями", 1862 г.

Выше разделительного бордюра располагается главная композиция росписи, дающая название самой вазе. Она лежит между двумя ручками вазы, которые делят вазу на две части. Композиция с газелями является росписью лицевой стороны, и помещена она на изделие в максимально удобном для зрителя ракурсе – то есть, перетекая на плечики вазы и принимая наклонное, удобное для рассматривания с высоты человеческого роста положение. Композиция представляет собой двух предстоящих друг перед другом газелей, стилизованных настолько, что они представляют собой знак, часть орнамента. Здесь наиболее ярко проявляется черта, характерная для исламского орнамента, или арабески – когда более крупная орнаментальная форма становится основой для более мелкого орнамента внутри ее, а в нем, в свою очередь, прорисовываются дополнительные мотивы.  В композиции совершенно отсутствует пустое пространство – все оно заполнено орнаментом, который, несмотря на свою пышность и подробность, не становится дробным – мы все равно сначала читаем крупные знаки, и лишь потом в процессе рассматривания углубляемся в детали. В связи с этим будет интересно сравнить данную вазу с ее репликой XIX века, хранящейся в музее Виктории и Альберта. Данная реплика, хоть и точно передает форму, показывает, как значительно был упрощен орнамент в процессе копирования, от которого остались лишь основные мотивы.

Таким образом, можно подвести следующий итог. Альгамбрские вазы называют шедеврами исламской керамики и керамики вообще, поскольку они сочетают изысканную форму и рафинированный декор, оставаясь при этом цельной, не распадающейся на детали вещью. В их декоре явно прослеживают главные характерные черты исламского искусства – любовь к эпиграфическому орнаменту и боязнь пустого пространства, компенсируемая буквально геометрическим построением композиции и орнамента.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Похожие статьи

Комментарии: 5 комментариев

Спасибо за статью.Очень интересно было прочитать,а так же просмотреть журнал.Действительно очень приятный. С удовольствием буду ждать новых статей.

@ Alexei:
Благодарим за добрый отзыв)

Спасибо! Очень информативно!

@ Катерина:
Спасибо, значит, не зря я старалась)

Mattia / la violenza sulle donne è una cosa oscena…e non riesco a capire come facciano a fare una cosa del genere queste persone che maltrattano le donne…è una cosa schifosa…

Оставить комментарий или два