Один комментарий

Архитектура Берлинской филармонии

Рубрика : Вне сезона

Идея создания своего культурного центра с музеями, библиотеками и театрами не покидала умы жителей Западного Берлина с того момента, как их исторический Музейный Остров отошел к враждебному Восточному Берлину и остался закрытым для них за Берлинской стеной будто бы навсегда. Мечта начала воплощаться в жизнь, когда в 1960-ом году власти приняли решение об основании нового музейного центра. В отличие от консервативного Восточного Музейного Острова, оперирующего неоклассицистическими формами, создатели Культурфорума (а именно такое название жители Западного Берлина дали своему новому культурно-образовательному центру) подошли к своему проекту с абсолютно противоположной концепцией. Все здания, размещенные на выбранной площадке, должны быть воздвигнуты современными художниками-новаторами и воплотить в себе все передовые разработки в области архитектуры.

Первой «ласточкой», в ознаменование начала претворения в жизнь грандиозного проекта, стало основание здания Берлинской филармонии. Архитектором был выбран в ту пору уже достаточно известный Ганс Бернхард Шарун (1892-1972гг.). Он завоевал популярность еще в конце 20-х годов, создавая жилые многоэтажные дома в Штутгарте и в Берлине, и образовательные учреждения в Люнене. Его творчество характеризуется следующим этапом в развитии мировой архитектуры, а его имя неразрывно связано с возникшим в 1950-1960-х годах новым направлением, прозванным критиками неоэкспрессионизмом. Постройки этого течения отличаются внешней вычурностью и экспрессией, которые эмоционально довлеют над человеком. При всем внимании к внешним деталям, функциональность не теряет своего значения. Шарун, проектируя свои здания, даже отталкивался скорее от назначения и создавал их, следуя принципу «изнутри наружу», хотя в облике его произведений довольно сложно прочитать их непосредственную функцию.

Берлинская филармония, 1960-63Интерьер Берлинской филармонии, 1960-63 ггИнтерьер Берлинской филармонии, 1960-1963 гг.

От этого принципа не отступил Шарун и при постройке Берлинской филармонии. Здание создавалось для Берлинского филармонического оркестра, поэтому вся его архитектура подчинена реализации удобств музыкантов и их слушателей. Впервые за всю историю европейского театра сцена была перенесена в центр главного зала, в то время как зрительские ряды окружали ее со всех сторон в виде своеобразных навесов, расположенных на разных уровнях. С фронтальной стороны в сцену упирается огромный амфитеатр, «спускающийся» вниз подобно каскаду. Благодаря этому место для оркестра отождествлялось с ядром композиции, которому подчинялись все остальные помещения, конструкции и формы. Благодаря такой конструкции, а также специальной мягкой обшивке потолка внутреннего помещения, достигалась впечатляющая акустика. Помимо этого, великолепное звучание было усилено отражателями звука в виде гиперболоидов, которые подвешены над сценой. В будущем такой прием очень полюбится проектировщикам театров и концертных залов. Примером может служить знаменитый Сиднейский оперный театр, построенный Йорном Уотзоном (1918-2008гг.) под влиянием Берлинской филармонии Шаруна.

В своем проекте здания Берлинской филармонии Шарун сделал попытку в объединении общего пространства между слушателями и оркестром. Теперь наблюдать за происходящим можно с любой точки зрительного зала в совершенно различных ракурсах. Создавая единый общий зал, где музыканты, как основные действующие лица, находились в центре, окруженные рядами и балконами с внимающими музыке зрителями, архитектор намеренно усиливал эмоциональную окраску всего происходящего. Благодаря этому, можно говорить, что Шарун следовал неоэкспрессионистическому направлению не только в его формальных качествах, но и затрагивал его ментальные стороны.

Во внешнем облике здания филармонии прослеживается явная асимметрия. Издалека он напоминает цирк-шапито, по этой причине берлинцы прозвали его «цирком Караяна», по имени одного из дирижеров, долгое время руководившим Берлинским филармоническим оркестром. Поначалу из соображений экономии фасад был покрыт белой и охристой красками, но позже его отделали алюминиевыми пластинами, выкрашенными в золотистый цвет, как и планировал архитектор в самом начале. Также асимметрия прослеживается и во внутреннем помещении филармонии. Отделка в виде кривых линий вторит углам, выступам и лестницам, которые окружают сцену. Ложи и балконы, располагающиеся на разных уровнях под диагональными наклонами, лишь усиливают это впечатление. Кажется, что все эти ломаные линии находятся в постоянном движении, что подтверждает искривленность потолка и неровность пола. Здание до сих пор является самым большим концертным залом в столице Германии, который рассчитан на 2440 зрительских мест.

Берлинская филармония, 1960-63 ггPhilharmonia i Kammermusiksaal v BerlineИнтерьер Берлинской филармонии, 1960-63

Свои двери филармония торжественно распахнула 15 октября 1963 года, а уже в 1984 году началось строительство нового Зала камерной музыки, располагающегося по соседству с Берлинской филармонией и вторящего его формам.

Идея Культурфорума была продолжена возведением Берлинской государственной библиотеки, Музеем декоративного искусства, Берлинской картинной галереей, а также Новой национальной галереей, спроектированной небезызвестным Людвигом Мис ван дер Роэ (1886-1969гг.). На сегодняшний день, Культурфорум, наряду с Музейным островом, является обязательным местом посещения для всех любителей искусства.




coded by nessus

Комментарии: Один комментарий

Дивная путаница.
Идея создания того, что назовут потом «Форумом искусств» восходит к 1949 году, так называемому «Коллективному плану» послевоенной реконструкции Берлина. Тогда ещё единого. К международному конкурсу «Берлин-столица», 1958 года, она укоренилась уже настолько, что вошла в его непреложные условия: создать пояс учреждений культуры и просвещения, от Шарлоттенбургского дворца на западе, через «Новый запад» у зоопарка и пустырь «Круглой площади» — к Жандармскому рынку и острову музеев. О строительстве стены тогда и лапоть не звенел.
Все постройки Острова музеев («консервативного») были возведены самыми современными на тот момент, передовыми архитекторами: Шинкель — вообще придумал общественный музей как таковой!
Шарун родился в 1893 году.
Многоэтажные дома в Штутгарте он построил в 1954-1959 годах, школу в Люнене — в 1955-1962 годах. Сложно причислить эти постройки к «довоенной популярности». Ещё сложнее говорить о его «неоэкспрессионизме», которому он-де «следовал» — ведущие историки этого периода, напротив, едины в том, что он пронёс тот, первоначальный экспрессионизм («Стеклянная цепь», 1919 год) через всю свою жизнь, что именно он изобрёл «музыку в центре», «аперспективный театр» и многое иное…
Экспрессия в постройках Шаруна есть. «Довления над человеком» нет и в помине — это, наоборот, архитектура раскрытия человека как личности, архитектура демократичная в самом полном смысле слова.
Над чем в филармоническом зале нависают «навесы»? Даром что на фото зала их нет?
Обшивка потолка — гипс. Под ним цемент Они не мягкие. Будь они мягкими, не сработала бы акустика, ведь они — звуковое зеркало образуют.
Шарун не планировал отделки фасада анодированным алюминием. Это — добавка его партнёра по бюро, Вишневского, сделанная для сочетания филармонии с Государственной библиотекой, напротив. Ему же мы должны быть благодарны за возведение Камерного зала, открывшегося в 1987 году, в празднование 750-летия Берлина: не «уже», а всего-навсего после 25 лет борьбы.

Оставить комментарий или два