Комментариев нет

Идеальный город. Пьенца

Рубрика : Новости

Площадь Пия II

Площадь Пия II

Не все планы и проекты идеальных городов остались лишь на бумаге. До нас дошли со времен раннего Возрождения несколько городов, воплощавших идеалы гуманистов. Они олицетворяли либо эстетические принципы гуманистов, либо отражали их идеи об безупречно защищенном городе-крепости. По-видимому, самым известным «идеальным городом» стало небольшое поселение Пьенца. Этот городок находится в Тоскане в долине Валь д’Орчиа. Можно сказать, что современный облик он уже приобрел в 1459 году, когда папа Пий II приказал заложить на этом месте основу «идеального города». Место было выбрано не случайно. Именно здесь, полвека назад в небольшой деревушке Корсиньяно родился ребенок, нареченный Энеем Сильвио Пикколомини, которому было суждено стать впоследствии папой Пием II. По отзывам современников, этот человек отличался не только любовью к власти и деньгам, но и страстью к искусству. В частности, как человек просвещенный и образованный, он был одержим идеей построить «идеальный город», который бы соответствовал свободному человеку Возрождения. Понтифик даже оставил после себя описание такого города в своих «Комментариях», над которыми он трудился последние два года жизни. Это задание было поручено флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли, более известному под именем Росселино. Предположительно, он был учеником великого архитектора Леона Баттиста Альберти и воплощал многие его проекты самостоятельно. Возможно, и в постройке этого города Росселино применял некоторые принципы и идеи своего учителя. Именно план Пьенцы впоследствии стал основой для дальнейшего градостроительства в Италии, а позже и во всем мире.

Зальные храмы были распространены в основном в северных районах Германии, Швеции, Польши, Эстонии. Соборы такого типа характеризуются прежде всего наличием трех нефов, причем высота у них одинаковая. Другой вариант — наличие всего одного широкого нефа. Таким образом, в подобных соборах отсутствовал базиликальный разрез. Зальный тип появился в эпоху готики и часто применялся для строительства культовых сооружений из кирпича. Классический пример такого храма — Петропавловский собор в Петербурге.

Пьенца задумывалась как очередная резиденция папы: этакая столица в миниатюре. По плану перестройка должна была затронуть только самый центр города. Он представляет собой небольшую трапециевидную площадь, окруженную со всех сторон зданиями. Такая форма выбрана не случайно, так как она всецело отвечает канонам перспективы, теорию которой разработали именно в эпоху Возрождения. (В частности, и Альберти приложил к этому руку). Подобная форма должна была призвать к порядку и умеренности, давала некую свободу, в отличие от беспорядочной анархической застройки в Средние века. Доминирующим зданием над площадью был Дуомо — главный собор города. По своему облику он представляет собой совершенно ренессансное строение, но в нем сохранились и некоторые средневековые готические элементы. Объясняется это тем, что папа Пий II в молодости часто ездил в Германию, где ему пришлись по душе северные готические соборы. Росселино решил последовать мечтам папы иметь нечто похожее у себя на родине. От готики мы найдем двускатную крышу и окно-розу, которая оформляет главный фасад. Но главной готической чертой в этом соборе является то, что интерьер повторяет немецкие зальные храмы. Эта особенность была присуща северной архитектуре, но не южной. Готические мотивы проявляются и в удлиненных стройных пучках колонн, разделяющих нефы, на которых покоятся крестовые своды. Но в Дуомо впервые появляются и абсолютно новые черты, характерные только для архитектуры Ренессанса. Например, это двойные колонны, которые расположены одна над другой. Впервые такой принцип применил Альберти. Впоследствии это превратится в излюбленные прием архитекторов, который постепенно трансформируется в колоссальный ордер.

Не менее интересным памятником, не входящим в ансамбль площади, является церковь св. Франциска. Она находится к западу от палаццо Пикколомини. Это единственная постройка, сохранившаяся от деревушки Корсиньяно. Немаловажно отметить, что и это одна из древнейших церквей францисканского ордена. Соответственно, в интерьера можно найти хорошо сохранившиеся фрески сиенских мастеров, повествующие о жизни Франциска Ассизкого.

С южной стороны к площади примыкает палаццо Пикколомини. Оно было воздвигнуто в качестве резиденции и места проживания папы римского. Своим фасадом оно напоминает знаменитое палаццо Ручеллаи, спроектированное Альберти. Этим еще раз объясняется преемственность Росселино к своему учителю. Но также здесь присутствует и одно значимое различие в виде наличия небольшого сада, расположенного со стороны южного фасада. С трех сторон он окружен стенами, увитыми плющом, а по центру находится привычный для того времени фонтан в виде вазы. Взойдя на лоджию палаццо, можно уловить главную задумку архитектора —  садик предстает неким ухоженным и упорядоченным миром на фоне огромной зеленой долины и горы, открывающимся внизу. Южный фасад палаццо испещрен множеством арок, которые делают его атектоничным и легким. В то же время остальные фасады со стороны города подчеркивают монолитность стены, несмотря на расположение изящных венецианских окон на втором и третьем этажах. Интересная живописная техника сграффито украшает внутренний дворик палаццо. Члены семьи Пикколомини жили в этом здании вплоть до 1960 года. Именно благодаря им удалось сохранить почти в неприкосновенности интерьеры спальни, библиотеки и холла, когда там останавливался их знаменитый предок, папа Пий II. На площади также располагаются еще два палаццо, построенные для епископов. Палаццо Коммунале выходит фасадом на площадь и находится напротив Дуомо. Оно декорировано имитирующим кладку сграффито. Вход оформлен глубоким портиком, состоящим из четырех арок. Над восточной стороной возвышается кирпичная башня, своими зубцами отсылающая нас к средневековой архитектуре. Последнее здание, находящееся на площади — епископский дворец. Также его иногда называют палаццо Борджиа, так как папа подарил бывший на этом месте готический дворец своему подданному кардиналу Родриго Борджиа. Здание практически не потерпело изменений. А в 1997 году в нем оборудовали епархиальный музей. Теперь там хранятся предметы ДПИ, гобелены, книги, а также лучшее собрание работ школы сиенских живописцев (Пьетро Лоренцетти, Веккьетта, Лука Синьорелли, Фра Бартоломео и т.д.).

Первоначально в Пьенце задумывалось перестроить только центральную часть города, но впоследствии она стала расти, расширяясь стройными прямыми улицами по канонам Возрождения. Даже названия этих улиц соответствовали «идеальному городу» — Тьмы, Любви, Удачи, Поцелуя. Но, когда в 1464 году умрет ее основатель, Пьенца начинает замедляться в росте, пока окончательно в XVI веке не приходит в упадок. Несмотря на это, город, как полноценный архитектурный ансамбль, в 1996 году ЮНЕСКО объявила памятником мирового значения, что подтверждает роль этого города в развитии градостроительства.

План города ПьенцаДуомоПлощадь Пия IIПалаццо ПикколоминиПаллацо КоммуналеПалаццо Пикколомини

1. Бертран Жестаз. Архитектура Ренессанса, 2001
2. http://www. palazzopiccolominipienza. it/en/index. html
3. В. И. Рутенбург. Итальянский город. От раннего средневековья до Возрождения, 1987
4. http://www. pienza. com/



coded by nessus

Оставить комментарий или два