8 комментариев

Кандинский и «Синий всадник». Выставка в ГМИИ

Рубрика : Aфиша

Франц Марк - "Жёлто-красно-зелёные коровы", 1912

Франц Марк - "Жёлто-красно-зелёные коровы", 1912

Этот год является для Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.  Пушкина неким преддверием следующего – юбилейного. Поэтому уже сейчас все выставки, которые проходят под крышей ГМИИ, приурочены к этому грандиозному событию.

Пожалуй, самой «скромной» выставкой, представленной Пушкинским музеем, получилась экспозиция, посвященная Василию Кандинскому, которая будет проходить с 5 октября по 15 января. Конечно, не надо воспринимать определение «скромный» буквально, ведь в собраниях российских музеев его полотен не так уж и много, и отечественному зрителю редко удается увидеть Кандинского в таком количестве. Из всех представленных на выставке работ половина их находится за авторством российского художника.

Выставка показывает не только те картины, которые были написаны непосредственно после создания объединения «Синий всадник», но и ранние произведения его участников. Первый зал вообще отдан художникам, практически не имеющим никакого отношения к этой организации. Франц фон Ленбах и Франц фон Штук являются выдающимися представителями мюнхенской школы изобразительных искусств. Хотя все же эти художники и повлияли определенным образом на формирование в дальнейшем объединения «Синий всадник». Франц фон Штук, в силу того, что он был профессором Академии Художеств, был учителем Василия Кандинского и Пауля Клее. А в вилле Франца фон Ленбаха сейчас располагается Городская галерея, которая может похвастаться одним из лучших собраний немецкого экспрессионизма. (Кстати, данная выставка обязана как раз этому музею, так как в данный момент в Городской галерее идет капитальный ремонт). Вообще это довольно редкий случай, когда в Москву привозят Штука, хоть в ГМИИ и хранится одна его небольшая скульптура Амазонки.

Все остальные три зала посвящены уже непосредственно Кандинскому, его ученикам и товарищам. Переходя от работы к работе, можно уловить, как меняется творчество художника. Начинается все с художественного объединения «Фаланга», созданным Кандинским. Он и его ученица Габриэла Мюнтер пишут пейзажи и жанровые сценки. В основном это небольшого формата реалистические картины, но уже с характерным для будущего экспрессионизма цветовым решением. В 1909 году создается «Новое мюнхенское художественное объединение», во главе которого также стоит Кандинский. Работы художников, вошедших в эту организацию, как раз и занимают большое место в экспозиции. Надо отметить, что почти все эти художники и составляют основной костяк объединения «Синий всадник». Очень интересны произведения Франца Марка, который обращается к анимализму, столь редкому в творчестве художников начала века. Именно им был создан образ популярный синих лошадей, которые теперь тесно ассоциируются с «Синим всадником». В числе выставленных работ, присутствуют и картины наших соотечественников, входивших в эти организации – Алексея Явленского и Марианны Веревкиной. Также там можно найти портреты и пейзажи Августа Маке и Пауля Клее. Последний зал показывает к чему, наконец, пришел Василий Кандинский в 1911 году, организовавший группу «Синий всадник». На стенах висят абстрактные цветные композиции, созданные к выставке сообщества. Таким образом, переходя из зала в зал, можно составить себе некоторую картинку художественной жизни Германии 1910-х годов.

Выставка получилась неоднозначной: с одной стороны радует, что в Москве наконец показали произведения выдающихся мастеров немецкого экспрессионизма, а с другой – поражает насколько необдуманной получилась экспозиция. Правда, что Здание отдела личных коллекций совсем не предназначено для выставок подобно рода – легко запутаться и заблудится. Конечно, этот аспект несколько смазывает впечатление от достойной выставки.  Остается надеяться, что ГМИИ еще порадует московских зрителей новыми экспозициями. Если этот год получился таким плодотворным на создание впечатляющих выставок, то страшно подумать что же будет в следующем уже юбилейном году.

Василий Кандинский - 'Габриэла Мюнтер", 1905Василий Кандинский - "Невеста. Русская красавица", 1903Авгус Макке - "Портрет с яблоками", 1909Август Маке - "Шляпный магазин", 1914Марианна Веревкина - aвтопортрет, 1910Габриэла Мюнтер - Портрет Марианны Веревкиной, 1909

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Похожие статьи

Комментарии: 8 комментариев

Благодаря этому весьма внушительному анонсу выясняется даже, что у Кандинского были и нормальные, так сказать «земные» работы…

@ Мария:
Да, мне «Невеста» вообще Билибина стилистикой и колоритом напоминает.

@ Мария:
@ Анастасия Солдаткина:
а мне выставка Франца Марка открыла… да и абстрактные творения Кандинского в живую производят больше впечатления, нежели в репродукции…

Остается надеяться, что ГМИИ еще порадует московских зрителей новыми экспозициями.
Спасибо за сайт!

@ nik:
Вам спасибо))

Отличный сайт! Радует, что ваша идея блестяще реализовалась! Питаю надежды, что многообразная деятельность творческого коллектива не останется без внимания и получит широкое признание. Заслуживает отдельного внимания специфика решения поставленных задач сайта, потребовавших комплексного подхода, предполагающего обобщение и синтез научных и литературных источников, наиболее целесообразным оказалось соединение историко-культурного подхода и ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОГО анализа. Не приходится сомневаться в успехе очередных выпусков. Так держать!!!

Спасибо за сайт. Интересная статья, смешанные чувства!

@ Наталья:
@ Василия:
вам спасибо за столь лестные отзывы!))

Оставить комментарий или два