Комментариев нет

Композиционное многообразие цубы. Часть 2

Рубрика : Летний сезон (июнь 2012 - сентябрь 2012), Период Эдо (март 2013 - июнь 2013)

Продолжение статьи «Композиционное многообразие цубы. Часть 1«.

Второй по распространенности тип композиции – угловая композиция. Она используется намного реже, чем круговая, поскольку заполняет лишь один край цубы. Из-за этого требуется большое мастерство и чувство вкуса у мастера, чтобы остальные поля цубы не выглядели пустующими, а казались продолжением заданной в углу композиции. Асимметричная композиция, в которой ось проходит по вертикали, — еще более редкое явление среди композиций цуб.

Для примера я хотела бы взять очень интересную и необычную цубу мастера Ёкоя Соё II. Обе ее стороны решены с помощью асимметричных композиций. Ось симметрии лицевой стороны, представленная темным стволом дерева, резко смещена влево. Что самое интересное, смещение идет не на противоположную сторону от хицу-ана, чтобы уровнять массы, а наоборот – ось-ствол проходит как раз между накаго-ана и хицу-ана, что очень нетипично для композиций цуб. Правая сторона лишь немного уравновешивает левую большой и массивной фигурой чиновника, выполненной однако, в довольно легкой и воздушной манере, и поэтому он не служит ярким цветовым пятном. На обороте цубы изображено некое шествие, которое сосредоточенно как раз в одном углу цубы. Остальное пространство выглядит воздушной дымкой и туманом, и воображение само дорисовывает возможный пейзаж.

Цуба мастера Ёкоя Соё IIЦуба мастера Ёкоя Соё II

Подобную композицию, как на оборотной стороне цубы Соё, мы встречаем на цубе с орлом. Орел сидит на ветвях старой сосны, и окружающий его светлый фон цубы мы начинаем воспринимать как некое воздушное пространство, легкую дымку или облачное небо.

Еще одна угловая композиция – цуба с пионом . Пион располагается в правом нижнем углу цубы, и служит ярким светлым пятном на темном фоне металла. Интересно отметить, что край с пионом слегка приподнят, что создает дополнительную иллюзию пространства и объема.

Таким образом, угловые композиции в цубах создают дополнительное ощущение пространства, которое зритель додумывается сам.

Цуба с орломКано Нацуё - цуба с пиономСасаяма Токуёки - цуба с тигром, 1813-1896

Тип симметричной композиции встречается еще реже, чем угловая. Во многом это связано с тем, что японцам вообще чужда симметрия. Как мы отмечали, японцы особенно чувствовали природу и изображали ее в натуральных и естественных для нее проявлениях, а строгая, упорядоченная симметрия чужда живой природе. Поэтому, зачастую, даже в симметричную композицию японские мастера стараются привнести элемент дисимметрии, естественности.

Интересно отметить, что симметрия проявляется преимущественно в ажурных прорезных цубах, например, как в цубе с журавлем или цубе в стиле Ю-Сукаси. Это можно объяснить тем, что подобные ажурные цубы теряют свою изобразительность и становятся похожими на элемент орнамента, требующий упорядоченности. На первый план выходит линия и красивый изящный силуэт, а фигуративность, символизм и сюжет отходят на дальний план.

Цуба с журавлемЦуба в стиле Ю-Сукаси

Цуба с драконами, стиль намбан, XVIII векТакже к симметрии тяготеют цубы в стиле намбан. Это можно объяснить тем, что стиль намбан (пер. «южные варвары») был подражанием китайским, корейским и европейским мотивам, и не был исконно японским. Это довольно массивные цубы, изображающие преимущественно существ из китайской мифологии. На данной цубе китайские драконы изображены совершенно симметрично, что не характерно для японских мастеров. Однако нужно добавить, что цубы намбан были двухслойными, и второй слой оборотной стороны был обычно заполнен прорезным растительным орнаментом. И таким образом, он просвечивал сквозь прорези верхнего слоя цубы и вносил этот элемент дисимметрии и естественности.

Также необходимо отметить парные композиции. Они могут располагаться на одной и той же цубе, а могут быть двумя цубами на парных мечах. Зачастую они показывают один и тот же сюжет с минимальными вариациями. Однако есть цубы, на которых оборотная сторона продолжает сюжет, начатый на лицевой.

Своеобразно с подобной композицией поступали мастера школы Сотен. В большинстве случаев они делали очень сложные, нагруженные персонажами сюжетные композиции. Цубы Сотен одновременно и прорезные, и рельефные. Таким образом достигается иллюзия круглой скульптуры. И часто на оборотной стороне мы можем увидеть новых персонажей, новые детали, вносящие дополнительную смысловую нагрузку в представленные сюжеты.

Цуба школы Сотен (лицевая и оборотная стороны)

Также есть примеры, когда композиция лицевой части повторяется и на оборотной, претерпевая незначительные изменения. Так, например, на цубе Ёкоя Соё с тигром задняя поверхность цубы практически в точности повторяет сюжет лицевой части. Меняется лишь техника и способы уравновешивания композиции за счет добавления еще одной фигуры тигра.

Ёкоя Соё II - цуба с тигром, XVIII в.

Композиция оборотной стороны цубы также могла буквально продолжать изображение, начатое на лицевой. Примером может послужит цубы с птицей Хоо. На лицевой стороне изображены крылья, голова, и туловище птицы. На оборотной стороне ее тело как будто бы продолжается – мы видим ее пышный хвост. Интересно, что часть перьев, выходящих за пределы поверхности цубы, изображается на обороте. Так художник пытается создать иллюзию некоего объемного пространства.

Цуба с птицей Хоо, XVII век

Кроме того, подобным образом поступали с цубами, предназначенными для парных мечей. В таком случае цубы (как минимум, лицевые или поверхности) делались в едином стиле, единой технике, едином сюжете и едином композиционном строе. Прекрасные примеры этому находится в Токийском Национальном музее.

Парные цубы из Токийского Национального музеяПарные цубы из Токийского Национального музея

Интересной особенностью цуб является то, что большая часть их является повествовательной. На них изображена не просто фигура, а фигура в действии, в условном пространстве, созданном цубой. Благодаря этому на цубах буквально оживают японские предания и легенды. Были выработаны даже некие каноны для изображения определенных персонажей на цубах. Возможно, сейчас многие символы и персонажи стали непонятны для современного зрителя. Однако можно с уверенностью утверждать, что изображенные символы легко читались современниками мастеров, выполнявших эти цубы. И не перестаешь удивляться тому факту, что все эти символы, богатые и разнообразные композиции, близкие по своему духу и исполнению к картинам, умещались всего лишь на семисантиметровой пластинке, которая даже не была самостоятельным элементом. И поэтому можно с уверенностью сказать, что цубы – это уникальное явление, не имевшее прецедентов в истории искусства.




coded by nessus

Оставить комментарий или два