Комментариев нет

Особенности кхмерских храмов IX-XII веков

Рубрика : Вне сезона

Кох Кре, сер. X в.

Кох Кер

Принято считать, что расцвет кхмерского искусства (кхмеры – коренное население Камбоджи) пришелся именно на XII век, когда возводился, пожалуй, самый известный памятник Юго-Восточной Азии, Ангкор Ват. Но не стоит забывать, что прежде чем создать такое поистине грандиозное и совершенное по своим пропорциям сооружение, потребовалось не одно столетие. Ведь надо было найти эту идеальную парадигму кхмерской архитектуры.

Первые постройки на территории Камбоджи относятся к VI веку нашей эры. Я же считаю, что целесообразно надо рассматривать памятники, построенные во время правления Анкгорской империи. Именно с этого времени архитекторы начали сознательно применять на практике те черты, по которым мы теперь можем отличить кхмерские храмы. Одновременно все признаки можно найти в главном храме Анкгорской империи – Анкгор Вате. Я постараюсь обозначить и найти наиболее характерные черты не только в этом памятнике, но и во множестве других, что строились на протяжении четырех столетий.

Гора Меру является одним из священных символов в системах индуистской и буддисткой мифологии. По этим верованиям она представляет собой центр мироздания. Ведь именно вершину этой горы выбрал Шива (по другим представлениям Брахма) как место для своих медитаций.

Пожалуй, самым очевидным признаком кхмерского каменного зодчества следует обозначить стремление архитекторов воплотить в своем творении образ священной горы Меру. В связи с этим фактом объясняется типичная многоярусность религиозных построек древних кхмеров. Впервые этот прорыв вверх осуществился в постройке храма Баконг, что находится в долине Ролуос. В конце IX века на этом месте находилась некогда богатая столица Харихарлайя со множеством религиозных построек, из которых наиболее хорошо сохранился именно Баконг. Центральная пирамида представляет собой шесть уступов, постепенно уменьшающихся по высоте. Примечательно то, что ни дополнительные постройки, ни сама пирамида так таковыми составляющими храма не являются. Лишь непосредственно сама центральная башня на вершине «горы» и называется святилищем. Таким образом всю пирамиду можно считать лишь подготовкой, неким оформлением пути к центру храма. Следовательно, именно в Баконге впервые возникло четкое деление на эти составляющие: святилище и зиккурат. Шесть плавно поднимающихся ступеней заканчиваются платформой, на которой расположена центральная башня, окруженная восемью приземистыми прасатами. Благодаря этому она становится архитектурной доминантой всего комплекса, к которому тянутся остальные постройки. Еще одним фактом отождествления пирамидальной основы храма с горой следует считать и ее абсолютную центричную симметричность. Если есть лестница на востоке, то такие же лестницы сооружаются на остальных трех сторонах, хотя главной все же остается та сторона, к которой идет дорога процессий. В этом воплощается символическая гармония и порядок в абсолютном идеальном божественном мире. К слову сказать, Баконг является одним из самых ранних памятников, построенных во время правления Анкгорской империи.

Линга — один из символов бога Шивы, представляющий собой закругленный сверху столб, символизирующий абстрагированный мужской детородный орган.

Прасаты – небольшие прямоугольные или крестообразные башни с внутренним культовым помещением, которые входили в ансамбль классического кхмерского храма.

Барай – священный проточный пруд для омовения рядом с храмом.

Нага – мифологическое существо, напоминающее большую змею либо сплав человеческих и змеиных частей.

Гаруда – ездовое животное Вишну, напоминающее птицу и человека.

Вторым важным отличительным признаком кхмерских культовых построек следует считать последовательную дорогу процессий к храму, которая потом плавно перетекает в уже обозначенный зиккурат. Такой путь обычен и типичен для большинства средневековых азиатских сооружений религиозного характера. Но все же на территории Камбоджи он отличаются неким своеобразием. Наиболее ярко это, естественно, проявилось в Ангкор Вате. Дорога эта занимает большую протяженность, чем где-либо еще. Она тянется с запада на восток и пересекает широкий ров с водой и причалами, огромную обходную галерею вокруг храма, а также проходит мимо священных прудов для омовения (бараев). Одним из таких первых храмовых комплексов, в которых был применен этот принцип, считается Прасат Том. Как и Баконг, раньше ( в середине X века) он был центром со столицей в Кох Кер. Непосредственно Прасат Том представляет собой типичный зиккурат из семи ступеней, верхушку которого венчала огромная четырех метровая каменная линга. Но наиболее интересным представляется его окружение из подсобных помещений, бараев, ворот, библиотек и маленьких прасатов. Они занимают поистине огромную территорию, тем самым оформляя дорогу процессий к пирамиде. Протяженность этих сооружений всегда направлена с востока на запад. Некоторые из них строятся очень тесно друг к другу, образуя некие подобия галерей, прообразами которых они и являются на самом деле. В связи с этим можно заключить, что кхмерские храмы воспринимаются и в четвертом измерении — времени, то есть, чтобы правильно осмыслить всю задумку архитекторов, необходимо не только окинуть взглядом все строение, но и затратить некое количество минут (а может и часов) на полный обход комплекса.

Наконец, к последнему основному критерию, я считаю, следует отнести систему обходных галерей, окружающих пирамиду храма. Наверное, это наиболее типичный признак, по которому можно обозначить кхмерский храмовый комплекс. Как и в предыдущих случаях, Ангкор Ват является эталоном в воплощении этого элемента. Четыре крытые галереи планомерно связывают все составляющие огромного комплекса в единое целое. Все — и пирамидальная основа, и дорога процессий, теперь явственно подчиняются главной башне святилища путем выделения ее из общей слитой галереями массы. Путь к созданию такого связующего элемента в кхмерских храмах был положен одновременно в двух постройках. В первом случае это был Такео, расположенный к востоку от Ангкор Том. Он почти не украшен скульптурой, поэтому обходные галереи, расположенные на двух нижних ярусах, просчитываются с предельной ясностью. Этот же вариант зафиксирован в бывшей королевской часовне с труднопроизносимым названием Пхимеанакас. В данном случае, обходная галерея поместилась на самом последнем этаже при подходе к святилищу. Здание не велико по размерам, но благодаря этому элементу создается впечатление внезапного и крутого подъема вверх. Такео и Пхимеанакас были возведены в конце X века, а уже в начале XI создается храм, сочетающий в себе элементы одного и другого. В Бапхуоне впервые обходные галереи располагаются на всех четырех ярусах храма. Этим обеспечивается их плавное слияние в общий цельный объем. Благодаря этим галереям во многом обогащается и художественная сторона украшения храма. Из-за окон и прорезей создается так любимая азиатскими народами игра света и тени, которая строится за счет их особенного тропического климата.

Конечно, помимо этих признаков существует и множество других. Например, среди изобразительных черт я бы хотела отметить любовь кхмеров к использованию в украшении мотивов наги и гаруды. Этот обычай восходит далеко в историю, когда на территории Юго-Восточной Азии существовали два государства, эмблемами которых были как раз нага и гаруда. В итоге их слияния и образовалось Анкгорская империя. Хотя именно эти три признака сложения храмов я считаю наиболее характерными для культовой архитектуры Камбоджи. Все же одна особенность кхмерского зодчества останется неизменной на протяжении всей истории архитектуры: если какой-то подходящий элемент найден, то он будет постоянно повторяться и оттачиваться в последующих постройках. Подтверждение этого факта мы видим в гармоничном сооружении, вобравшем в себя все совершенные формы предшествующих построек — Ангкор Вате.

Пхимеанакас

Ангкор Ват

Баконг

Гаруда, борющийся с нагой

Нага

Используемая литература:
1. Рыбакова Н.И. Искусство Камбоджи с древнейших времен до XIV века, 2007



coded by nessus

Оставить комментарий или два