Комментариев нет

Рецензия на выставку «Тициан. Из музеев Италии»

Рубрика : Aфиша

ГМИИ им. А.С. Пушкина продолжает знакомить москвичей с произведениями итальянцев. В последние два года музей показал как и единичные шедевры великих итальянских мастеров («Дама с единорогом» Рафаэля, «Паллада и кентавр» Боттичелли), так и провел крупную выставку Караваджо. Теперь очередь дошла до знаменитого венецианца Возрождения, легендарного колориста — Тициана.

Тициан, проживший практически всю свою долгую жизнь в Венеции, оказал огромное влияние на становление новой школы живописи. Еще при жизни он стал знаменит, короли, герцоги и папы желали заказать у него портрет. Его имя стоит в одном ряду с титанами Возрождения, такими как Микеланджело, Рафаэль, да Винчи. Естественно, московская выставка является грандиозным событием в культурной жизни города.

Выставка Тициана отчасти схожа с прошлогодней экспозицией Караваджо – те же залы, те же красные стены, тот же точечный свет, выхватывающий картины в затемненном пространстве. Всего привезли 11 работ, только из собрания итальянских музеев – галереи Уффици, музея Каподимонте, палаццо Питти и других. Все работы были представлены на выставке Тициана в Риме, где всего демонстрировалось 39 работ. Однако в Москве не участвовали зарубежные музеи (не в последнюю очередь из-за финансов), и поэтому ограничились только итальянскими собраниями. Поэтому на выставке отсутствуют такие общеизвестные «хиты», как «Венера Урбинская», «Динарий кесаря»,  «Портрет Карла V в кресле». Однако ни одну из представленных работ московская публика еще не видела, поэтому ни в коем случае нельзя умалить значения выставки.

Тициан - "Портрет Винченцо Мости", 1520Тициан - "Флора", 1515-17Тициан - "Красавица", 1536

Выставка построена и по хронологическому, и по тематическому признаку, чтобы продемонстрировать наиболее полно развитие Тициана в рамках ограниченного количества экспонатов. Первый раздел выставки отведен портретам. Тициан был крайне востребованным портретистом, из-под его кисти вышло немало превосходных портретов современников. На московской выставке представлены такие примеры, как «Портрет Джулио Романо» из Муниципального музея Палаццо Те в Мантуе, «Портрет Графа Антонио ди Порчиа» и насыщенный психологизмом «Портрет Томмазо Мости». Женские образы, особый тип «тициановской» красоты демонстрируют портрет «Красавица» и «Флора», заглавная картина выставки. «Флора» просматривается уже на входе в экспозицию, задавая тон выставке. Также она ознаменовывает собой переход во второй раздел выставки – мифологический. По краям от нее также поражают своей естественной красотой образы с картин «Даная» из собрания Фарнезе (это и один из всемирно известных шедевров Тициана) и «Венера, завязывающая глаза Амуру» из Галереи Боргезе, уже более позднего периода творчества художника.

Тициан - "Даная", 1546Тициан - "Благовещение", 1559-1564Тициан - "Распятие", 1558

Религиозная тема также не могла быть упущена Тицианом. Ведь церковь была одним из главных заказчиков для художников Возрождения. Религии посвящен последний раздел выставки, здесь же представлены более поздние работы, и самые монументальные по своему размеру и сути. Так «Благовещение» поражает своими масштабами — 410 на 240 см. До этого момента данная алтарная композиция из капеллы Святого Августина венецианской церкви Сан Сальвадор ни разу не вывозилась за пределы Италии.

Впечатление от шедевров Тициана смазывают освещение, из-за которого картины чудовищно бликуют, и душное небольшое помещение с толпами людей.

Также нужно отметить, что выставка Тициана довольно удачно перекликается с прерафаэлитами, выставленными в том же зале по соседству – воочию можно увидеть, от какого именно итальянского искусства действительно отказывались британские бунтари.

Выставка продлится до 29 сентября.




coded by nessus

Оставить комментарий или два