Комментариев нет

Репортаж с выставки «Ле Корбюзье. Тайны творчества»

Рубрика : Aфиша

Ле Корбюзье — что мы вспоминаем при произнесении этого имени? Знатоки назовут его одним из гениальнейших архитекторов XX века, внесшего новые тенденции и принципы в мировую архитектуру. Некоторые с негодованием вспомнят брутальные бетонные коробки советской архитектуры. Творчество Ле Корбюзье – революционное, новаторское, самобытное – вызывает массу чувств и оценок зрителей, не оставляя никого равнодушным. Его проекты до сих пор бурно обсуждаются и не теряют актуальности, а идеи используются современными архитекторами. Однако, до сегодняшнего дня в России не было организовано ни одной собственной выставки архитектора, несмотря на то, что Корбюзье активно работал и в нашей стране. Но, наконец, сейчас московский зритель может увидеть воочию творения художника и дать оценку его таланту на основе реальных макетов, живописи, скульптуры и графики.

Пресс-конференция "Ле Корбюзье. Тайны творчества"Korbusie7

Подобный праздник для любителей искусства стал возможным благодаря ГМИИ им. А.С. Пушкина. 24 сентября состоялось торжественное открытие выставки «Ле Корбюзье. Тайны творчества: между живописью и архитектурой». Сама Ирина Антонова во вступительной речи озвучила, что данная выставка является очень значимым событием для музея и самым важным проектом ГМИИ в 2012 году. Масштабы экспозиции потрясают – на территории Белого зала, колоннады и залов №19 и №20 воздвигнуты спиралевидные и кубические декорации, которые представляют более 400 экспонатов. Выставка охватывает весь творческий путь Корбюзье протяженностью в 60 лет, демонстрируя и чертежи его ключевых построек, и их макеты, и неизвестную широкому кругу зрителей кубистическую живопись Корбюзье, и скульптуры, и журналы, и фотографии, и предметы прикладного искусства.

Ле Корбюзье - вилла Швоб, 1916-1917Ле Корбюзье - вилла Савой, 1929-1930Korbusie-plan-vuasen

Само пространство выставки поделено на пять самостоятельных циклов творчества Ле Корбюзье. Первый и главный из них, расположенный в Белом зале, представляет основной путь развития Корбюзье как художника. Проходя по экспозиции, зритель видит, как менялся стиль архитектора, начиная от первых построек, вроде виллы Швоб,  и  продвигаясь к созданию Марсельской единицы — «машины для жилья». Помимо проектов и макетов, которые более всех обращают на себя внимание зрителей, в Белом зале демонстрируются и эксперименты Ле Корбюзье и в других видах искусства, на которых сделан особый акцент. В первую очередь, уникальна живопись Ле Корбюзье, в которой очевидно влияние кубистов. Однако для Ле Корбюзье живопись была не сколько самостоятельным видом искусства, а скорее одним из способов творческого поиска идей. На экспозиции ярко выражено, как идеи и образы живописи художника находят отражение в скульптуре и гобеленах, представляя универсальные эстетические объекты. Также в отдельной витрине представлена мебель Ле Корбюзье, которая до сих пор производится компанией Cassina spa. Один этот факт доказывает, что проекты Ле Корбюзье даже в наши дни выглядят современно и не потеряли своей актуальности.

Ле Корбюзье - "Руки", 1957Ле Корбюзье - натюрморт из павильона "L'Esprit Nouveau", 1924Ле Корбюзье - гобелен "Жребий брошен", 1960

Другая тема выставки, особенно важная для российского зрителя — взаимоотношения Ле Корбюзье с Россией. Ле Корбюзье был иконой советского авангарда, а Москва в промежутке между двумя мировыми войнами — ареной архитектурных экспериментов. Ле Корбюзье также принял участие в этом водовороте события, возводя здание Центросоюза. Также он участвует в конкурсе навозведение Дворца советов и создает проект радикальной трансформации Москвы, который получил впоследствии название «Лучезарный город».

Мебель Ле КорбюзьеЛе Корбюзье - макет Дворца советов, 1932Графика Ле Корбюзье, подаренная А.А. Веснину

Следующий раздел экспозиции — «Ле Корбюзье и музей». Архитектор, ознакомившись в крупнейшими музеями мира, искал новую форму выставочного пространства. она заключалась в выстраивании единого маршрута экспозиции, своеобразной «архитектурной прогулки». Главным предметом этой экспозиции является оригинальный макет музея в токийском парке Уэно. Тема музея сейчас особенно важна для ГМИИ, ввиду его перепланировки и возведения Музейного городка.

В одном из рукавов колоннады находятся оставшиеся два раздела выставки. Одна из них  представляет собой отражение архитектуры Ле Корбюзье в фотографиях швейцарского фотографа Рене Бюрри, а вторая — издательскую деятельность Ле Корбюзье, который, как известно, был не только гениальным практиком, но и фундаментальным теоретиком, который запечатлел свои идеи в книгах и журналах.

Ле Корбюзье - макет музея в парке Уэно, 1954 "Ле Корбюзье. Тайны творчества"

Пару слов необходимо сказать и о характере преставления экспонатов. Выставку спроектировала дизайнер Натали Криньер, которая уже запомнилась московскому зрителю потрясающим оформлением выставки «Dior. Под знаком искусства». Как и на выставке Диор, Белый зал снова подвергся значительным изменениям. В пространстве зала были выставлены монументальные монохромные декорации, сочетающие органические спиральные формы и строгие кубические объемы, которые являются отсылками к творчеству самого Ле Корбюзье. Классические колонны самого Пушкинского музея только подчеркивают контраст авангардной архитектуры Корбюзье. Залы, занимаемые выставкой, погружены в полумрак, из которого выхватываются точечным мягким освещением экспонаты. Также выставка включает в себя и документальные фильмы, повествующие о жизни о творчестве великого архитектора.

Korbusie2"Ле Корбюзье. Тайны творчества"Korbusie5"Ле Корбюзье. Тайны творчества"

Выставка Ле Корбюзье в ГМИИ — уникальное событие в культурном пространстве России. Впервые за 80 лет его творчество снова пребывает в Москве, позволяя каждому увидеть все грани творчества мастера и оценить вклад, внесенный архитектором в историю искусства и дизайна.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Похожие статьи

Оставить комментарий или два