Комментариев нет

Репортаж с выставки «Прерафаэлиты: Викторианский авангард»

Рубрика : Aфиша

Данте Габриэль Россетти - «Благовещение», 1850В прошлый понедельник (а именно 10 июля) в Государственном Музее Изобразительных искусств имени А.С. Пушкина прошла презентация новой выставки — «Прерафаэлиты. Викторианский авангард». Судя по настрою кураторов и организаторов, а также по предварительным прогнозам количества посетителей, она обещает стать событием, которое точно войдет в историю самого музея.

Москва оказалась не единственным и даже не первым городом, кому посчастливилось принять произведения прерафаэлитов. Первоначально, выставка замышлялась и впоследствии была организована непосредственно в Лондоне – родине этого художественного явления. Целью той экспозиции было объединение на одном выставочном пространстве большей части картин, фотографий и предметов декоративно-прикладного искусства, созданных руками художников, так или иначе связанных с течением прерафаэлитизма. Дело в том, что, хотя основная часть всех коллекций и произведений хранится в столице Соединенного Королевства, зачастую каждый региональный музей в том или ином городе имеет в своей собственности несколько картин прерафаэлитов, с которыми они очень редко расстаются. Таким образом, лондонским организатором удалось собрать вместе множество предметов и произведений художников, которые в обычное время разбросаны по стране. Эта идея оказалась настолько актуальной и интересной, что галерея Tate Britain, в которой и проходила выставка, стала на это время чуть ли не центром культурной жизни страны. После такого успеха у кураторов возникла идея – а не представить ли нам эту выставку и в других городах? Путем продолжительных переговоров, она сначала оказалась в Вашингтоне, а с понедельника любой желающий в Москве может посетить ее, лишь зайдя в ГМИИ.

prerafaelite3Данте Габриэль Россетти - «Невеста», 1866"Прерафаэлиты: Викторианский авангард"

В качестве общей информации следует сказать, кто же такие эти прерафаэлиты. В 1848 году семеро молодых художников объединились для создания собственного идущего в разрез с академическими нормами искусства. Лидеров было трое – Джон Эверетт Миллес, Уильям Холман Хант и Данте Габриэль Россетти. Может быть, Вы подумаете, что в связи с этим протестом прерафаэлитов можно сравнить с нашими передвижниками. Не спешите этого делать. Если они и похожи, то лишь тем, что полотна и тех и других считаются национальным достоянием и большая редкость встретить их где-нибудь в коллекциях за пределами Великобритании и России соответственно. В то время, как британские старшие соотечественники-академики писали полотна, восхвалявшие историю Англии, или портреты светских дам и кавалеров, прерафаэлиты обратились к сюжетам из литературы (Данте, Чосера, Теннисона, Шекспира), по-новому интерпретировали Библию, затронули проблемы современного общества. Однако, одной из главных заслуг, которые следует признать за прерафаэлитами, это попытка соединить все доступные виды искусств. Недаром членами «Братства» числились не только художники, но и графики, поэты, скульптор (Томас Вулнер) и даже художественный критик (Уильям Майкл Россетти).

 "Прерафаэлиты: Викторианский авангард"Джон Эверетт Милле - «Офелия» ок. 1851  "Прерафаэлиты: Викторианский авангард"

В Москву выставка приехала несколько в измененном составе. Во-первых, было решено отказаться от фотографий и графики, оставив их на родине, а во-вторых, было добавлено несколько общепризнанных «шедевров», которые не присутствовали на лондонской выставке, зато представляют наибольший интерес для российской публики. Экспозицию открывает картина Боттичелли, которая дает понять тот идеал, которого стремились достичь художники-прерафаэлиты. Московская выставка также имеет деление по определенным разделам, которая была предложена еще британскими организаторами в Лондоне. Два основных раздела, «Спасение» и «Образы прошлого» разместились в Белом Колонном зале Пушкинского. И если первая часть экспозиции отведена попыткам прерафаэлитов понять и по-своему интерпретировать Библию, то вторая – целиком посвящена восприятию и изображению любимых художниками литературных произведений. Здесь можно найти такие картины, как «Благовещение» Россетти, «Христос в родительском доме», «Марианна» Миллеса, «Пробудившийся стыд» Ханта, «Чосер при дворе Эдуарда III» Форда Мэддокса Брауна, «Двенадцатая ночь» Уолтера Дэверелла, «Смерть Чаттертона» Генри Уоллиса. Следующая часть выставки посвящена изображениям прекрасных женщин – «Красота». Культ женственности и ее прекрасного воплощения особенно интересовал Россетти, работы которого, в основном, и представлены здесь – «Невеста», «Прозерпина», «Beata Beatrix», а также «Il Dolce Far Niente» Ханта, «Апрельская любовь» Артура Хьюза «Королева Гвиневра» Морриса. Четвертый раздел называется «Пейзаж». Он интересен тем, что здесь, в основном, представлены работы не самих прерафаэлитов, а художников их круга, как, например, Уильяма Дайса, Фредерика Сэндиса, Джона Бретта, хотя пейзажи Миллеса также присутствуют. Пятая часть носит интригующее название «Поэтическая красота», за которым представлены небольшие по размеру акварели Россетти и масляные полотна Морриса. Заключительная часть же экспозиции посвящена Эдварду Коули Берн-Джонсу и Уильяму Моррису и носит точное название «Утопия». Здесь можно увидеть предметы декоративно-прикладного искусства, в том числе знаменитую шпалеру Берн-Джонса «Поклонение волхвов», созданную на мануфактуре «Моррис и Ко». Кстати, если разглядывая гобелен, обернуться на 180 градусов, то на противоположной стороне можно увидеть великолепные витражи, также созданные Берн-Джонсом. Этот прием условно связывает все части экспозиции, зацикливая их в едином пространстве.

К слову сказать, что помимо создания этой выставки, организаторы неплохо потрудились над созданием всевозможных доступных общеобразовательных ресурсов, в число которых входит проведение лекций, издания множества книг, а также создание специального сайта (http://pre-raphaelites.artguide.ru/). Выставка продлится в Москве всего три месяца – до 22 сентября.




coded by nessus

Оставить комментарий или два