Комментариев нет

«Русский Китай»

Рубрика : Кватроченто (октябрь 2011- июнь 2012)

Государственный музей искусства народов Востока
13.1011- 9.01.12

russian-china

Выставок, посвященных азиатскому искусству, в нашей столице проводится не так уж и много. Все-таки в основном они посвящены европейскому направлению. Это очень удивляет, ведь в последнее время обнаружился определенный всплеск интереса ко всему восточному, в частности, к культурам Японии и Китая. В связи с этим хочется отметить некую актуальность и востребованность такого проекта, как «Русский Китай», организованного Государственным музеем искусства народов Востока и небезызвестным историком моды Александром Васильевым. Кажется, что создатели не прогадали: на выставке было замечено большое количество народу весьма разнообразного возраста.

В экспозиции представлены вещи быта конца XIX-начала XX веков, то есть периода эмиграции наших соотечественников в Поднебесную. Первый зал встречает посетителя национальным искусством Китая, еще не тронутым и не исследованным европейцами. В то же время экспонаты в остальных помещениях показывают не только как культура Азии повлияла на моду и жизнь в Европе, но и наоборот. Общее содержание выставленных произведений можно разделить на несколько тем: вещи, выполненные в самом Китае, китайскими мастерами; вещи, выполненные в Европе, с оглядкой на китайских мастеров (шинуазри); и, наконец, вещи, выполненные китайскими мастерами, как реакция на европейское искусство. Конечно, второму мотиву уделено наиболее полное внимание. Взять хотя бы отдельный зал, посвященный эклектичному движению ар деко, во многом питавшемуся на почве увлечений людей всем азиатским.  Там же представлена попытка воссоздать часть интерьера в виде кабинета с разложенными на нем аксессуарами и предметами богатой модницы, жившей в 20-х годах. При упоминании о моде и красоте, просто необходимо отметить потрясающую коллекцию нарядов и обуви, носившееся в то время. Изумляет количество сценических костюмов, выполненных специально для постановок в театрах, основанных русскими в Китае. Конечно, этот вклад Александра Васильева смотрелся бы скупо, если бы Государственный музей Востока,  Государственный музей керамики и ряд галерей не согласились дополнить это великолепие своими вещами декоративно-прикладного искусства. Слияние таких разнообразных предметов, составлявших раньше быт человека, и дало неповторимое очарование этому проекту. Конечно, не обойтись и без персоналий. На стенах залов развешены полотна Н.К. Рериха, Я.Л. Лихоноса, М.Ф. Домрачева с видами Китая и фотографии наших соотечественников, разгуливающих по улочкам Шанхая. В витринах расставлены вазы и пудреницы таких известных мастеров-стеклоделов и ювелиров как: братья Дом, Рене Лалик, Эмиль Галле, Тиффани. Особую часть выставки занимают вещи, принадлежавшие обосновавшимся в Харбине или Шанхае российским деятелям культуры, а среди них были Александр Вертинский, Ларисса Андерсен, Павел Ольбрих-Северный, Яков Лихонос, Макарий Домрачев. Конечно, выставка посвященная Китаю не могла обойтись и без национальных произведений. Некоторые экспонаты представлены не в привычном ключе. Создатели стремились показать, как в свою очередь европейское привозное искусство повлияло на традицию китайских вещей. Например, после знакомства мастеров с венецианскими изделиями из стекла в XVIII веке, начинается настоящий расцвет этого ремесла. Особой популярностью пользуются сосуды из двухслойного стекла с прорезным рельефом. Целиком выставка получалась чрезвычайно насыщенной и разнообразной. В принципе, организаторы и хотели добиться этого: показать всю эклектичность жизни отечественных эмигрантов в Китае, на примерах живописи, фотографий и документов.

7

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Похожие статьи

Оставить комментарий или два