2 комментария

Замок Нойшванштайн. Часть 3: Интерьеры замка

Рубрика : Летний сезон

Лестничная башня НойшванштайнаИнтерьеры Нойшванштайна, будучи иллюстрациями к операм Вагнера, также позволяют проследить путь правления Людвига II. Поскольку Нойшванштайн строился в течение практически всей сознательной жизни короля, его интерьеры демонстрируют смены идеалов Людвига и его понимания королевской власти. Замок возводился не в репрезентативных целях, а в качестве личной резиденции короля, в которой он прятался от окружавшей его действительности. Управление Баварией и политика тяготили его, и Людвиг уходил от реальности в свой собственный идеальный мир, построенный на образах любимой музыки и наследии средневековой Германии — той Германии, которой ему действительно хотелось править в своих фантазиях.

В процессе строительства Людвиг II постоянно вносил собственные поправки в проект, иногда полностью изменяя первоначальные функции комнат и залов. Чем больше Людвиг уединялся от мира, тем фантастичнее становились покои замка. Так скромная комната для аудиенций превратилась в помпезный Тронный зал, комнаты для гостей трансформировались в экзотический зал Мавров с фонтанами, а один из кабинетов стал искусственным гротом.

Всего к 1886 г. было полностью завершено около 15 залов и помещений. Это были комнаты для слуг на первом этаже и личные жилые покои короля на четвертом этаже. Для всех жилых комнат характерна небольшая площадь, рассчитанная на проживание в них ровно одного человека — самого короля. Интерьеры всех королевских комнат разрабатывал один человек — архитектор и художник Юлиус Гофман, который в молодости выполнял заказы эрцгерцога Максимилиана в замке Мирамаре в Тристе. Благодаря работе одного художника в личных комнатах короля было достигнуто композиционное единство, несмотря на эклектичный стиль и различное цветовое оформление. Гофману в 1880 г. были заказаны все интерьеры господского дома в романском стиле, за исключением спальни, которая была оформлена в стиле неоготики. Все убранство, спроектированное Гофманом, было выполнено в различных мастерских. Мебель и деревянные панели были созданы на придворной мануфактуре Антона Пёссенбахера, люстры и светильники из позолоченной бронзы — придворным серебренных дел мастером Эдуардом Волленвебером, произведения столярного искусства — Карлом Мораделли, ткани — ателье сестер Доры и Матильды Йоррес и придворным обойщиком Максом Штайнмецом . Стены всех жилых помещений покрыты ковровой живописью на сюжеты древнегерманских эпосов и опер Вагнера. Картины были поручены мюнхенским художникам исторического жанра — Вильгельму Хаушильду, Августу Шпису, Фердинанду Пилоти, Иосифу Айгнеру и Эдуарду Илле. Также в декоре всех комнат лейтмотивом проходит заимствованный из Хоэншвангау образ лебедя — символа Лоенгрина и гербового животного рода Швангау, преемником которого считал себя Людвиг.

Зал певчих

Певческий зал был одним из самых любимых архитектурных проектов Людвига II. Он занимает все восточное крыло пятого этажа господского дома и располагается над жилыми покоями короля. Зал подразумевался как центральное помещение замка. Фактически, замок должен был как будто выстраиваться вокруг него. Сама идея создания певческого зала пришла к Людвигу II во время поездки в Вартбург. Расположенный там зал он решил дословно скопировать в своем замке. По замыслу короля, этот зал должен был объединить места действия «Тангейзера» и «Лоэнгрина».

Зал певчихЗал певчих в Вартбурге

Певческий зал представляет собой прямоугольное огромное помещение 27х10 м с тяготеющим массивным трапециевидным потолком. По северной стороне тянется галерея второго яруса, которая заканчивается трибуной, которая повторяет трибуну вартбургского зала. Ее поддерживают резные кронштейны в виде фигур менестрелей. Стены покрыты декоративными панно на сюжеты из легенд о Парцифале, хранителе святого Грааля, растительными орнаментами и раскрашенной деревянной скульптурой. Огромные люстры своей формой напоминают несколько сцепленных друг с другом вотивных корон вестготского периода. Помимо люстр, зал дополнительно освещают напольные канделябры. Мебель в Певческом зале представлена 10 скамьями, выставленными вдоль стен у окон напротив друг друга.

На западе зал завершается небольшим подиумом, отделенным от основного пространства зала  аркадой из трех пролетов. За ними имитируется декорация волшебного леса из легенды о Парцифале. Часто это обособленное пространство принимают за сцену Певческого зала, однако по замыслу Гофмана на этом подиуме должно было располагаться кресло короля. Таким образом, сценой становилось само пространство зала, что соответствовало традициям средневековых залов. Другие зрители — гости короля — должны были располагаться на верхней галерее и на скамьях, расставленных у стен.

Созданный для символического состязания певцов, Певческий зал никогда не использовался при жизни Людвига II для концертов или выступлений. Этот зал был памятником самой культуре Средневековья — ее поэтам, ее рыцарству, куртуазной любви. Действующими лицами здесь выступали оживающие в воображении герои древнегерманских эпосов — Парцифаль, Лоэнгрин, Тангейзер, с которыми Людвиг с детства себя отождествлял. В наше время здесь проводятся небольшие концерты, посвященные музыке Вагнера.

Зал певчих - креслаЗал певчих - декоративный кронштейнЗал певчих - стена с аркадой

Спальня и капелла

Спальня Людвига является самой богато декорированной комнатой в жилых покоях короля. Это единственное помещение замка, которое полностью выполнено в стиле неоготике. Он наиболее ярко проявляется в деревянном оформлении, которое полностью покрыто тонкой резьбой, практически не оставляющей свободных плоскостей. Чтобы оценить размер проделанной работы, достаточно упомянуть, что над резным убранством комнаты в течение полутора лет трудилось около 60 скульпторов .

Синий был любимейшим цветом Людвига II, и использовался в оформлении спален всех трех дворцов Людвига.

Комната в плане представляет собой прямоугольное помещение, к которому примыкает эркер с тремя огромными стрельчатыми окнами с витражами. Стены покрыты деревянными панелями, подражая в этом светским интерьерам готики. Также стены украшает ковровая живопись, иллюстрирующая сцены из легенды о Тристане и Изольдае. Колорит комнаты состоит из ведущего насыщенного ярко-синего цвета , который дополняется природным цветом темного дерева.

СпальняСпальня - эркер

Все деревянные изделия — и мебель, и настенные панели — были выполнены на мануфактуре Пёссенбахера из дубового дерева. Расстановка мебели тяготеет к стенам, ссылаясь этим на Средневековье. Большинство предметов мебели украшены резьбой в виде архитектурных элементов — различных готических фронтонов, пинаклей, фиалов, балдахинов и т.д. В оформлении также используются фигуративные элементы — например, керамическая печь, кажущаяся фрагментом фасада собора, содержит традиционные готические скульптуры, кажущиеся репликами из соборов Наумбурга или Бамберга.

В пространстве спальни доминирует огромная кровать с балдахином, вдохновленная формами позднеготических кроватей XV в. Кровать для Людвига создана как настоящее архитектурное сооружение. Глядя на резные башенки, фронтоны, фиалы, точеные контрфорсы, невозможно усомнится в мастерстве художников Пёссенбахера. Подножие кровати украшено рельефом на сюжет Распятия работы скульптора Филиппа Перрона, а у изголовья помещена живописная копия мозаики из собора Святой Софии в Константинополе, изображающая Мадонну и выполненная художником Андреасом Мюллером в технике масла по меди.

Рядом с кроватью располагается высокий столик для умывальных принадлежностей с выдвижными ящиками и столешницей из темно-серого гранита, в который встроена серебренная раковина. Серебряный кувшин для умывальника был выполнен с помощью гальванопластики в форме лебедя. Тема лебедя продолжается и в раскинутом над столиком деревянным балдахином — на его опорные столбы венчают фигуры взлетающих лебедей, которые были изготовлены в мастерской Филиппа Перрона.

Кресло с высокой спинкой и балдахином возле западно-восточной стены также восходит к позднесредневековым формам кресел с подлокотниками. К нему был специально изготовлен книжный столик на колесиках, который можно было легко придвинуть к креслу.

Вся мягкая мебель, а также шторы и занавеси были расшиты гербами и медальонами с изображением льва (символа Баварии) и лебедя (символа рода Швангау и Лоэнгрина).

Спальня - кроватьСпальня - печь и кресло для чтенияСпальня - умывальник

С южной стороны к спальне примыкает маленькая капелла, посвященная святому Людовику IX, также отделанная дубов и придерживающаяся неоготического стиля. Деревянные панели покрыты рельефами с растительным орнаментом из геральдических роз и винограда. Стрельчатый свод голубого цвета расписан золотыми звездами и визуально вытягивает пространство ввысь. В центре трехстворчатого алтаря изображен святой Людовик, которого Людвиг II считал своим покровителем. На алтаре находится распятие из слоновой кости. Перед стоит небольшой аналой с набивкой из шелка пурпурного цвета, расшитого золотыми нитями. На боковой стене расположен витраж «Людовик Святой принимает последние утешения».

Капелла

Гардеробная

Прилегающая к спальне прямоугольная гардеробная, как и прочие комнаты, отделана дубовыми панелями, в которые вставлены декоративные живописные панно. Они повествуют о жизни поэта-рыцаря Вальтера фон дер Фогельвейде и мейстерзингера Ганса Сакса, которому посвящена опера Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры». На юго-востоке к помещению примыкает небольшой эркер, переход к которому подчеркнут массивной полуциркульной аркой, покоящейся на колоннах с тяжелыми кубообразными капителями. Над аркой располагаются портреты поэтов, которым посвящена комната.

Главным отличием гардеробной от прочих помещений является иллюзионистическая роспись потолка. Она имитирует увитую виноградом деревянную беседку без перекрытия, позволяя лицезреть голубое небо с пролетающими по нему птицами.  Этот расписанный потолок значительно увеличивает площадь небольшой комнаты.

Также, в гардеробной практически отсутствует доминирующая стена с живописными панно в человеческий рост и богатой резьбой на деревянных панелях, как в остальных помещениях. На востоке стена полностью отсутствует, заменяясь тремя большими окнами. На юге основное внимание отведено оформлению эркера, а северная стена занята широким туалетным столиком с огромным зеркалом, в котором отражается эркер.

Доминирующим цветом комнаты является пурпурный, который встречается также в капелле замка. Пурпурным шелком с вышивкой золотыми нитями обита вся мягкая мебель комнаты, а плотные богато расшитые портьеры выполнены из сатина.

ГардеробнаяГардеробная - креслоГардеробная - столГардеробная - сундучок для украшений

Столовая

Как и в остальных дворцах Людвига II, столовая оформлена в бордово-красных тонах, которые представлены в обивке мебели и портьерах. Стены, которые, как и в остальных жилых покоях замка обиты дубовыми панелями с резьбой и живописными панно, демонстрируют сцены из жизни средневековых немецких миннезингеров, таких как Вольфрам фон Эшенбах и Готтфрид фон Штрассбург .

Комната совсем невелика — Людвиг II предпочитал обедать в одиночестве, поэтому размеры помещения и количество мебели скромны. Центральное место занимает стол, рассчитанный на одну персону — короля. Из-за того, что кухню и столовую разделяло три этажа, невозможно было установить любимое Людвигом II технологическое новшество — механизм, который поднимал и опускал сервированный обеденный стол из кухни в столовую, лишая короля назойливого для него общества слуг. Вместо этого был установлен ручной лифт, на котором доставлялись блюда.

Столовая - обеденный столСтоловая

Салон

Салон представляет собой самое большое помещение среди жилых покоев Нойшванштайна. В нем, в сравнении с другими комнатами, доминирует свободное пространство, не перегруженное мебелью и резьбой. В его L-образной планировке выделяется так называемый «Лебединый уголок», который отделен от основного пространства аркадой из четырех колонн с массивными капителями. Здесь Людвиг любил читать в одиночестве. Настенные панно изображают сцены из саги о Лоенгрине. Комната хорошо освещена благодаря пяти окнам, сгруппированным по принципу бифория и трифория.

Первый предмет мебели, который обращает на себя внимание, — это большой дубовый книжный шкаф, расположившийся между оконными проемами. Его прототипом послужил такой же шкаф в Вартбурге. В основании шкафа лежит массивный постамент. Сам шкаф представляет собой трехчастную структуру с тремя шкафчиками, которым соответствуют три живописных панно с золотым фоном. Они демонстрируют сюжеты из средневековой поэзии. Остальные предметы мебели представляют собой курульные стулья, форма которых перенесена из романики, а также стулья с высокой спинкой. С южной стороны к стене прилегает канапе, заимствованное из эпохи барокко.

Мотив лебедя встречается и в этой комнате. Изображения лебедей можно увидеть в нижней части деревянных панелей, обивающих стены, и на вышивке на ткани. Но главное внимание притягивает большая майоликовая ваза для цветов фирмы Виллерой & Бох, которая также выполнена в виде белого лебедя.

СалонСалон - книжный шкафСалон - курульное креслоСалон - канапеСалон - ваза "Лебедь"

Кабинет

Кабинет короля производит торжественное ощущение за счет использования в цветовой гамме глубокого зеленого и золотого цвета. Его стены обиты дубом, украшенным резьбой и чеканкой. Темы росписей этой комнаты — легенды о миннезингере Тангейзере.

В центре комнаты располагается рабочий стол, столешница которого выполнена из малахита. На столе находится комплект письменных приборов из золота, слоновой кости и драгоценных камней, который венчает фигурка Лоэнгрина в рыцарских доспехах.

К стене, также как и в Салоне, примыкает большой книжный шкаф, который представляет собой уже четырехчастную структуру, увенчанную резьбой в виде крыши фантастического замка. Дверцы шкафчиков инкрустированы вставками из полированной стали, которые были выполнены в мастерской Карла Морелли. В основу этих орнаментов легли металлические инкрустации на церковной мебели XIV и XV вв.

КабинетКабинет - рабочий стол

Кабинет - креслоКабинет - портьеры

Грот

Грот в Линдерфохе — это подземная искусственная пещера высотой более 10 м., в котором находился подогреваемый бассейн и сцена с цветной подсветкой, на которой ставили индивидуально для короля сцены из опер Вагнера.

Грот находится между Салоном и кабинетом короля. Он же является самым необычным помещением дворца. В нем отсутствует богатая мебель, ковровые росписи и богатые фактуры тканей. Он выглядит как небольшая каменная пещерка со сталактитами и сталагмитами, которую будто бы специально оставили в неприкосновенности во время строительства замка. Этот маленький грот становится неким воспоминанием о грандиозном гроте в Линдерхофе .

Грот Нойшванштайна был создан скульптором Августом Дириглем в 1880-81 гг. Чтобы создать естественную фактуру камня, он натянул по периметру комнаты проволочную сетку, на основе которой вручную моделировались из цемента стены пещеры. Мебель — стол и стулья — Антон Пёссенбахер изготовил из ветвей дуба, стремясь подчеркнуть природное происхождение материала. При Людвиге в гроте тек небольшой водопад. Стены подсвечивались разноцветными лампами. Через специальный слуховой переход грот соединялся с Певческим залом, чтобы король мог слушать музыку в уединении «на лоне природы». В соседние комнаты ведут прозрачные двери из листового стекла, которые были технологической новинкой во времена Людвига. Прозрачность дверей скрывала рукотворность их происхождения и не рушила иллюзию живой природы.

ГротГрот - стул

Тронный зал

Однако никакое помещение в замке не могло бы лучше отражать мировоззрение Людвига II лучше, чем Тронный зал Нойшванштайна. Построенное в 1879-1887, это трехэтажное сакральное помещение символизирует представление Людвига II о власти, данной милостью божьей, ту королевскую власть, которой он не мог обладать в реальной жизни.

Тронный зал достигает 20 м в длину и 12 м в ширину. Высота до купола — 15 м. Тронный зал занимает собой три этажа и всю площадь западного крыла господского дома. В связи с тем, что замысел Тронного зала родился у Людвига уже после возведения стен замка, это зал никак не выявлен в структуре фасада Нойшванштайна. Расположение окон также было оставлено согласно старому плану без изменений. Из-за этого Тронный зал существует в пространстве дворца совершенно изолировано, лишь перекликаясь тематически с живописным оформлением Певческого зала, так как их сюжеты посвящены священному Граалю. . Как на третьем, так и на четвертом этаже Тронный зал связан с жилыми покоями с помощью трапециевидного перехода.

Тронный залТронный зал - росписи стен

Тронный зал был выстроен в неовизантийском стиле. Главными архитектурными ориентирами для него были собор святой Софии в Константинополе и мюнхенская церковь Всех Святых. Выбор византийской архитектуры в качестве основного мотива зала ассоциируется с каролинговским возрождением, которое, как известно, также вдохновлялось византийской культурой.

В плане тронный зал представляет собой базилику, завершающуюся на севере апсидой и перекрытую куполом. Для распределения веса здания в основание Тронного зала была встроена огромная чугунная двутавровая балка. Колонны Тронного зала по этой же причине были изготовлены не из кирпича, а из чугунных столбов, которые были сверху покрыты скальолом (декоративной штукатуркой, имитирующей мрамор). Купол также представлял из себя систему из двойного чугунного каркаса, который крепился к основной кладке и с внутренней стороны покрывался скальолом и расписывался под звездное небо.

Тронный зал структурно состоит из двух частей — основного пространства, перекрытого куполом, и апсиды. Ощущение божественного присутствия создается за счет живописи и особой планировки, заимствованных из христианской архитектуры.

Освещение зала производится за счет окон на юго-западной стороне. В центре зала также висит грандиозная люстра из позолоченной бронзы в форме царской византийской короны, рассчитанной на 96 свечей.

Внутреннее подкупольное пространство организуется с помощью двухуровневых полуциркульных аркад, идущих с трех сторон параллельно стенам. По длинной стороне они образуют пять пролетов, а по южной короткой — три пролета. Колонны покоятся на высоком постаменте. На верхней галерее пространство между постаментами закрыто тонкими стенками, образующими перила. Впечатление открытой нижней аркады и закрытой внешней галереи создается за счет плоскости стены, разделяющий их на расстоянии 160 м. Ковровое живописное оформление стен было вдохновлено интерьерами Пьерфона. Пол покрывает мозаика из более двух миллионов плиток.

Всю площадь апсиды охватывает подиум. К нему ведет лестничный подъем из 9 ступеней из каррарского мрамора — символа власти древнеримских императоров . Продольные стороны лестницы ограничивают балюстрады, состоящие из колонн, по форме вторящих колоннам аркад. На основаниях балюстрады должны были стоять статуи ангелов в натуральную величину, которые держали бы гербы Баварии, Виттельсбахов и Швангау. Центр подиума должен был занимать королевский трон, который, увы, не успели изготовить.

Тронный зал - апсидаТронный зал - люстраПроект королевского трона в тронном зале Нойшванштайна

Список литературы:
1. Мертен К. Замки Германии. Слово/Slovo, 2004
2. Jean Louis Schlim. Ludwig II. Traum und Technik. München: München Verlag, 2011
3. Afra Schick. Möbel für den Märchenkönig. – Stuttgart: ARNOLDSCHE Art Publishers, 2003.
4. Marcus Spangenberg. Der Thronsaal von Schloss Neuschwanstein. Regensburg: Schnell & Steiner GmbH, 1999
5. Ludwig Merkle. Ludwig II und seine Schlösser. – München: Stiebner GmbH, 2001
6. http://www.neuschwanstein.de – Bayerische Schlösserverwaltung. Schloss Neuschwanstein
7. Попов. А.Н. Бавария. Крепости, замки, дворцы. М.: Вече, 2007
Весь цикл о Нойшванштайне:
Замковый романтизм XIX века в Германии
Людвиг II и Вагнер
Замок Нойшванштайн. Часть 1: Замысел и строительство замка
Замок Нойшванштайн. Часть 2: Внешний облик замка
Замок Нойшванштайн. Часть 3: Интерьеры замка



coded by nessus

Комментарии: 2 комментария

Спасибо, это было действительно познавательно.

«На основаниях балюстрады должны были стоять статуи ангелов в натуральную величину». В натуральную?

Спасибо огромнейшее за чудеснейшие фото, за подробнейший текст, за качество всего изложенного материала. С удовольствием читала и наслаждалась!!!!

Оставить комментарий или два