Дерута представляет собой небольшой населенный пункт, находящийся в Умбрии, почти в самом центре Италии. К 1520 году здесь складывается основной стиль керамического центра, поэтому мы можем проследить его характерные особенности. Дерутские изделия, главным образом, отличает некий консерватизм. Их практически не затрагивали новые модные течения, царившие в итальянской майолике. Например, даже повсеместная популярность альбарелл, никак не отразилась на производстве в Деруте. Конечно, их выпускали, но в минимальном количестве. Начиная с 1520 года и вплоть до начала XVII века, мастера делали одинаковые формы и расписывали по традициям, сформировавшимся еще к началу 16 века. Скорее всего, такая обособленность от новых влияний объясняется большим спросом именно на те вещи, которые были характерны для Деруты.
Второй особенностью дерутской майолики было широкое использование люстра. Неизвестно, как эта технология проникла в консервативную Деруту. Возможно, это было непосредственное влияние испано-мавританской керамики, которая применяла эту технику. В пользу этой версии говорит еще и использование специфического орнамента (так называемые «персидские цветы»), который кроме как в Деруте больше не применялся. Декорирование люстром занимает важное место в творчестве мастеров Деруты. Он имел потрясающую разнообразием палитру цветов: от нежно золотистого до ярко красного. Спустя годы именно на основе дерутского люстра керамист Джорджо Андреоли изобретет «рубиновый люстр», который прославит изделия из Губбио.
В основном мастера изготовляли два типа майолики: блюда и вазы. Конечно, у них были специфические формы. Начнем с ваз. Они имели широкое тулово, как бы стянутое посередине лентой, отчего горловина у вазы была широкой, а горлышко – узким. Ножка представляла собой высокий постамент, расширявшийся к низу, поэтому силуэт вазы кажется устойчивым. Раструб горловины и тулово связывались одной или двумя изогнутыми ручками. Декор зачастую подчеркивал конструктивные особенности сосудов. В другом случае орнамент заполнялся сплошным ковром. Ручки и ножки расписывали редко. Среди излюбленных мотивов художников выступали стилизованные перья павлинов, геометрические узоры, разнообразные флоральные мотивы. Причем часто изображались не только реальные, но и фантазийные цветы, которые писались в острой и жесткой манере, характерной для Деруты.
Второй тип майолики – блюда. Их делали довольно большими, в среднем около 40 см в диаметре. У них всегда выделялся небольшой центр и очень широкие края. Различают несколько типичных мотивов, которые писались в зеркале блюда. Большее количество изделий занимают тарелки с изображением так называемых «прекрасных дам» — «belle donne». Этот прием был очень характерен для всех итальянских центров керамики и имел условное название «piatti da pompa». Существовала традиция – на обручение или свадьбу дарить молодой невесте блюдо с изображением женского профиля. Эти изображения не были портретными, они представляли собой условный тип красавиц. Хотя возможно, что поначалу женихи дарили подарки именно с изображением невесты. Также нередко в центре можно встретить и изображения гербов, героев, святых, реже – просто орнаментально-растительную композицию. Среди наиболее любимых святых был Францизск Азисский, так как он являлся покровителем этого региона. Блюда с его изображением были популярны у паломников, которые покупали их в качестве сувенира. Часто профили дам или героев сопровождались широкой лентой, на которой были написаны изречения или пословицы на итальянском, реже латинском языках. Иногда писали и имя красавицы, для которой предназначалась тарелка. Отличительной особенностью росписи состояло в том, что мастера обводили синей краской контуры рисунка. Что касается цветовой палитры, то фоном обычно служил белый не закрашенный фон либо охристая золотистая краска, которая давала дополнительные эффекты при дальнейшем использовании люстра. Основные краски, использовавшиеся мастерами, были синий (от светло-голубого до темно-синего), желтый и иногда зеленый. Красный и коричневый цвета почти никогда не применялись. Обратная сторона тарелок всегда покрывалась прозрачной свинцовой глазурью, как бы отдавая дань прошлому, поэтому там никогда не писался декор.
Эти традиции сохранялись вплоть до 60-х годов XVI века. Позже центр стал приходить в упадок, но подобные изделия по-прежнему изготовлялись в Деруте. Только в конце 16 века, когда упал спрос на майолику, мастера переквалифицировались и выпускали простую белую поливную посуду.
1. Анри Моран, История ДПИ, 19822. Кубе А.Н. Итальянская майолика XV-XVIII веков. Собрание ГЭ, 1976
3. vam.ac.uk – коллекция Музея Виктории и Альберта
Советуем почитать:
- Идеальный город: Феррара
- "Мадонна с куропатками"
- Рецензия на выставку "Тициан. Из музеев Италии"
- Идеальный город. Пьенца
- Рецензия на спектакль "Двенадцатая ночь"