Фаэнца стала, пожалуй, наиболее популярным центром производства майолики во всей Италии. Именно этот город считается одним из мест возникновения подобной керамики. Здесь же начался ее расцвет, который завоевал всемирное признание ее как одной из национальных отраслей производства Италии. Также часто употребляемое слово «фаянс» появилось именно благодаря Фаэнце, поскольку изделия из данного вида керамики теперь называются так в честь этого города. Кроме того, стоит отметить, что производство в этом центре не заглохло в связи с появлением фарфора, как угасли многие другие. Они продолжают изготавливать майолику по типу простой белой поливной посуды и производить сувенирные и коллекционные вещи с характерными чертами для Фаэнцы чертами.
Основная масса изделий производилась для бытовых нужд, поэтому ее формы и роспись не были оригинальными. Такие сосуды или блюда можно было встретить практически в любом керамическом центре. Они имели традиционные для эпохи Возрождения мотивы и орнаменты: путти, маскароны, рога изобилия, гротески, стилизованные арабески или гербы. На блюдах такой узор мог размещаться в двух вариантах. Первый из них назывался a quarteri, когда рисунок находился в четырех зонах, делящих пространство наподобие креста; вторым был a candelieri, которому присуще деление блюда на две противоположные симметричные части. Конечно, было налажено и производство альбарелли, как с простым стилизованным растительным орнаментом, так и с более сложным, например, с портретом «прекрасной дамы» или рыцаря. В композиции росписи всегда присутствовала лента, на которой было написано название лекарства, положенного туда впоследствии аптекарем. Но иногда эта лента оставалась незаполненной, тогда покупатель мог сам прикрепить бумагу с названием нужного ему снадобья на это место. Хотя эти предметы были традиционны для всей Италии, можно определить несколько особенностей, характерных именно для Фаэнцы. Например, мастера имели привычку расписывать сосуды только декоративными флоральными мотивами, причем там нередко всплывал образ так называемых «персидских цветов», позаимствованный у испано-мавританской майолики и по-своему переосмысленный и переработанный. Этот узор выписывался очень скрупулезно и тщательно, отчего формы были мелкими и дробными. Это характерно для всей росписи Фаэнцы. Традиционны большие блюда с широкими бортами и изящным рафинированным орнаментом на них. Стоит также отметить и страсть мастеров Фаэнцы к экспериментам с формами различных сосудов и блюд. Последние редко были правильной круглой формы, часто делали волнистый край или выгибали борта внутрь. Непосредственно на самой форме иногда делали рельеф, который был подчеркнут орнаментом или заливкой глазури.
Среди всех мастеров Фаэнцы особенно выделяется Бальдассар Манара, который использовал блюда в качестве холста для своих живописных работ. Иногда он копировал и переносил шедевры живописцев, но чаще писал свои собственные фантазии. Он работал в жанре историати (итал. istoriati — «исторические») и любил писать мифологические и батальные сцены. Изображение всегда получается как будто переведенным с холста на блюдо, так как форма изделия не принимается художником во внимание. Однако в них всегда выделялся композиционный и смысловой центр. Чаще всего действие происходит на фоне пейзажа, в который нередко вписывается и архитектура, которая одновременно обогащает и приземляет композицию. Говоря о Манаре, обязательно следует упомянуть и мастерскую, в которой он трудился. Ведь как раз в ней возник тот неповторимый для Фаэнцы стиль росписи майолики. Огненный дом или Каза Пирота был основан в 1520г. и назван так из-за постоянно работающих печей, использовавшихся для обжига изделий. Именно благодаря керамистам из этой мастерской возникла роспись a berettino («по синему»), которая стала основной чертой майолики Фаэнцы. Ее принцип заключался в росписи по глазурному синему фону разными оттенками опять же синей краски, только тоном светлее и темнее. Иногда использовался белый краситель. Такая манера позволяла художниками играть с тональностью и светом, поэтому мотивами служили в основном переплетающиеся между собой гротески и арабески. Вообще, в Фаэнце очень любили синий цвет и создали потрясающую палитру оттенков, а вот коричневый и красный были не в почете у мастеров. Правда, в середине XVI века центр подвергся влиянию стиля мастерских Урбино, и с того времени охристые тона стали использоваться наравне с остальными.
Производство в Фаэнце существует до сих пор, выпуская, в основном, дорогие подарочные и сувенирные изделия. С недавнего времени был открыт музей при заводе, посвященный истории керамики.
1. Анри Моран, История ДПИ, 19822. Кубе А.Н. Итальянская майолика XV-XVIII веков. Собрание ГЭ, 1976
3. vam.ac.uk – коллекция Музея Виктории и Альберта
Советуем почитать:
- "Мадонна с куропатками"
- Мебель эпохи Генриха VIII и Елизаветы I
- Английский стиль в эпоху Тюдоров
- Центры итальянской майолики: Дерута
- Фра Филиппо Липпи (1406—1469)