Пьенца была не единственным городом в Италии, воплощавшим принципы «идеальной» планировки. Италия в то время не была объединенным государством, каким мы знаем ее сейчас, она состояла из множества отдельных независимых республик и герцогств. Во главе каждой такой области стоял знатный род. Конечно, каждому правителю хотелось иметь у себя в государстве образец «идеального» города, что позволило бы ему считаться образованным и передовым ренессансным человеком. Поэтому в 1492 году представитель династии д’Эсте, герцог Эрколе I, решил перестроить один из главных городов своего герцогства — Феррару.
В то время Феррара представляла собой крупнейший политический, экономический, а также культурный центр Италии. Первое упоминание об этом городе восходит еще к VIII веку, но настоящий расцвет город получил с 1391 года, когда был основан известнейший Университет Феррары, связанный с именами Парацельса, Коперника и Савонаролы. В географическом плане Феррара представляла собой большой остров, окруженный двумя рукавами дельты реки По. Еще с средневековья весь город окружала толстая стена, поэтому Феррара была еще и хорошо защищенной крепостью. Перестройка была поручена архитектору Бьяджо Россетти. Его отличала широта взглядов, а также любовь к новаторству, что проявилось почти во всех его произведениях. Он основательно изучил старую планировку города и пришел к интересному решению. Если до него архитекторы либо сносили старые постройки, либо строили на пустом месте, то Бьяджо решил построить новый город поверх старого. Тем самым он одновременно воплощал концепцию ренессансного города с его прямыми улицами и открытыми пространствами и подчеркивал цельность и самодостаточность средневекового города. Современность ни в коем случае не разрушала и не спорила с историей, а, наоборот, подчеркивала и сохраняла. За основу планировки была взята система дорог древнего Рима: две основные перпендикулярные улицы, которым параллельно идут остальные второстепенные. На плане Феррары это были улица Ангелов с севера на юг (ныне улица Эрколе и д’Эсте) и пересекающая ее улица дей Приони, переходящая в улицу Равновесия (ныне ось проспектов Бьяджо Россетти, Рорта Маре и Порта По). На юге была засыпана канавка Джиовекка и вдоль нее устроена широкая дорога с таким же названием. Этим действием Бьяджо объединил две части города. Основным нововведением архитектора стало иное использование пространств. Он не стал подчиняться всем законам регулярного градостроительства, предполагавшие открытые площади и широкие улицы. Вместо этого, так как была оставлена в неприкосновенности средневековая часть города, Бьяджо играет на противоположностях: основные дороги он чередует с узенькими улочками, светлые площади — с темными тупиками, большие дома герцогов — с низенькими домами простых жителей. Причем эти элементы нисколько не противоречат друг другу: обратная перспектива сочетается с прямой, а убегающие линии и нарастающие объемы не перечат друг другу.
Феррара стала первым городом, который был построен по единому плану. Со всем этим завершение этого проекта ознаменовало рождение современного градостроительства и повлияло на его дальнейшее развитие.
1. Бертран Жестаз. Архитектура Ренессанса, 20012. http://www. palazzopiccolominipienza. it/en/index. html
3. В.И. Рутенбург. Итальянский город. От раннего средневековья до Возрождения, 1987
4. http://www. pienza.com/
5. http://www.artecultura.fe.it/index.phtml?id=55
Советуем почитать:
- К вопросу об особенностях развития искусства в Лаосе
- Идеальный город. Пьенца
- Интерпретация средневекового искусства в сериале "Мерлин"
- Особенности зодчества Владимиро-Суздальского княжества
- Характеристика основных английских витражных мастерских XIX века. Часть 2