Король Баварии Людвиг II из династии Виттельсбахов, несмотря на то, что не обладал никакими художественными талантами, сумел вписать себя в мировую историю искусства. Казалось бы, это не может удивлять — многие короли покровительствовали искусствам и остались в памяти благодаря грандиозному строительству своих резиденций. Однако зачастую строительство подобного рода носило представительский характер и олицетворяло сильную королевскую власть. Несмотря на то, что дворцы Людвига Линдерхоф и Херренкимзее имеют такое же смысловое содержание, главные достижения баварского короля имеют иной характер. Скорее, его имя можно поставить в один ряд с такими деятелями искусства, как Дягилев, Третьяков, Мамонтов. Главной заслугой Людвига II необходимо считать его покровительство Рихарду Вагнеру, поскольку без его помощи, возможно, Вагнер никогда занял бы место среди величайших композиторов в истории.
Первое знакомство Людвига с музыкой Вагнера состоялось 2 февраля 1861 г. В этот день в Мюнхенской опере состоялась премьера «Лоэнгрина». Опера произвела неизгладимое впечатление на шестнадцатилетнего принца. Людвиг увидел воочию все те образы, которые окружали его с детства в замке Хоэншвангау. С тех пор будущий король стал страстным любителем музыки и преданным поклонником Вагнера.
Людвиг вступил на трон в апреле 1864, будучи восемнадцатилетним юношей. Первым же указом он велит разыскать Рихарда Вагнера и доставить его в Мюнхен ко двору. Вагнер же в это время переживает творческий кризис и скитается между Веной, Цюрихом и Штуттгартом, скрываясь от бесчисленных кредиторов. Он нигде не может найти себе покровительства, он не может закончить «Кольцо Нибелунгов» и «Мейстерзингеров», а «Тристана и Изольду» не берет ни один театр. Во Штуттгарте ему приходит предложение переехать в Мюнхен, и Вагнер цепляется за этот шанс. Судьбоносная встреча короля и композитора состоялась 4 мая 1864 г. Вагнер так отозвался о короле в письме к своему другу, доктору Вилле: «К сожалению, он такой блестящий, такой благородный, такой эмоциональный и изумительный, что я боюсь, как бы его жизнь не пропала, как ручеек в песке, в этом жестоком мире. Мне так везет, что я просто раздавлен; только б он жил…».
Людвиг пришел на помощь Вагнеру: дарит ему свою дружбу и восхищение, оплачивает его долги, которые к этому времени превысили сорок тысяч гульденов, строит композитору дом на Бриннер Штрассе, финансирует все его расточительства и роскошь, которой Вагнер себя окружает. Самому Вагнеру он писал: «Я хочу навсегда снять с Ваших плеч презренный груз повседневных забот. Я хочу дать Вам возможность наслаждаться покоем, которого Вы так жаждете, чтобы Вы смогли беспрепятственно воспарить на могучих крыльях своего таланта и подняться в незамутнённое небо Вашего восхитительного искусства! С самого моего раннего детства Вы были, не подозревая о том, единственной моей отрадой, другом, который беседовал с моим сердцем так, как больше никому этого не было дано, лучшим наставником и учителем». Благодаря Людвигу Вагнер смог полностью посвятить себя творчеству, не обращая внимания на материальные расходы и ни в чем себя не стесняя. Все премьеры вагнеровских опер отныне проходят в Мюнхене, а позже — в Байройте, где Людвиг выстраивает для Вагнера собственный театр. Вагнер признавал, что Людвига II можно назвать идейным вдохновителем и соавтором тетралогии о кольце Нибелунгов и «Парсифаля». Сам Людвиг хотел сделать Мюнхен музыкальной столицей Европы. Король создал в Мюнхене музыкальную школу и решил построить новый оперный театр, оборудованный в соответствии с требованиями вагнеровских опер. Однако его плану не суждено было сбыться.
Несмотря на популярность опер Вагнера, самого композитора в Мюнхене не любили. Заметка в газете «Баварский курьер» отражает отношение города к Вагнеру: «Зло, которое этот чужак принес в нашу страну, сравнимо с нашествием саранчи. Этот платный сочинитель, этот бунтовщик, который в 1849 году с бандой головорезов собирался взорвать королевский дворец в Дрездене, теперь хочет изолировать короля и использовать его для своих революционных идей». Вагнер раздражал Кабинет министров, народ, аристократию, духовенство, королевскую семью своей расточительностью, которая оплачивалась из королевского кошелька, своим влиянием на молодого Людвига и своими попытками вмешаться через него в государственные дела. Людвиг в результате был вынужден пойти на уступки и попросил Вагнера покинуть Мюнхен. С этого момента Людвиг возненавидел Мюнхен, который называл «злосчастным городом», и стремился изолироваться от него, начиная строительство своих замков.
В последствии все начинания Людвига были так или иначе связаны с Вагнером. В произведениях Вагнера наиболее значимым для него становилась не музыка, а мир древнегерманских эпосов, отраженный в операх. На основе этих образов Людвиг хотел построит свое «идеальное» королевство, которое будет жить по романтическим законам абсолютной монархии. Музыка Вагнера являлась для него воплощением этих грез. На основе них Людвиг и начинает строительство замка Нойшванштайна. Здесь как нельзя уместно высказывание Шеллинга «архитектура — застывшая музыка», поскольку замок становится не просто иллюстрацией, а местом действия опер Вагнера. Нойшванштайн несет для Людвига сакральный смысл — замок становится памятником Вагнеру и миру его произведений, а также отражением воображаемого идеального мира, вдохновенного музыкой.
1. Ludwig Merkle. Ludwig II und seine Schlösser. München: Stiebner GmbH, 20012. Попов. А.Н. Бавария. Крепости, замки, дворцы. М.: Вече, 2007
3. http://www.neuschwanstein.de — Bayerische Schlösserverwaltung. Schloss Neuschwanstein
Советуем почитать:
- Рецензия на фильм "Бесславные ублюдки"
- "Идеал" и "идеальное" в искусстве Третьего Рейха
- Кандинский и "Синий всадник". Выставка в ГМИИ
- Замок Нойшванштайн. Часть 3: Интерьеры замка
- Роль изобразительного искусства в политике Третьего Рейха