До Нового года осталось несколько часов, и все информационные интернет-порталы в бешеном темпе начали подводить итоги уходящего года. Конечно, каждый по своей тематике. Редакция «СТИЛЯ ЭПОХИ» тоже решила не отставать от этой славной традиции и подвести итоги. Только не итоги свершившихся дел и высказанных идей, а итоги нашего небольшого «Социального опроса». Целый месяц наши трудолюбивые и застенчивые редакторы пытались заинтересовать незнакомых людей, что их знание важны для нашего скромного сайта. Была проделана довольно объемная работа по сбору информации. Многие люди даже прямо спрашивали у не привыкших спорить редакторов, в чем, собственно, смысл всего предприятия. Тогда наши отважные редакторы, забыв о робости своего дебюта, принимались популярно объяснять всю важность их дела.
Социальный опрос «Ваше знание зарубежной живописи» был, в первую очередь, направлен на то, чтобы выявить общий уровень осведомленности у людей, совершенно не заинтересованных в знании истории искусств, то есть у средней прослойки общества. Меньше, чем за месяц, нашим решительным редакторам удалось опросить 50 человек, которые любезно согласились быть вовлеченными в эту любопытную «авантюру». Опрос состоял из трех пунктов: в первом нужно было написать автора и название картины, напечатанной на листке; во втором необходимо было соотнести картины и художников, из уже заранее предложенных; третье ограничивалось просьбой поделиться названием любимой картины. Собственно, первое задание было направлено на зрительное восприятие, а второе — на вербальное. Вариант этого опроса Вы можете скачать и сами оценить степень сложности подобранного материала. Редакторы старались подобрать наиболее тиражируемые образы искусства в современном мире.
Срез респондентов был достаточно широкий, хоть и ограничивался численностью. Небольшая статистика:
Пол — 64% — женщины; 36% — мужчины.
Возраст — 40% — до 20 лет; 27% — 21-25 лет; 13% — 26-30 лет; 20% — старше 30 лет.
Образование — 12% — школьники; 44% — неоконченное высшее образование; 44% — высшее образование.
Теперь переходим непосредственно к результатам опроса, который удалось провести нашей прилежной редакции.
Первое задание, сколько трудным оно ни казалось, пытались решить абсолютно все опрошенные. На нашу радость, в итоге не оказалось ни одно листочка, который был бы полностью заполнен неправильными ответами. Неудивительно, что безоговорочным лидером по всем положительным пунктам стала «Джоконда» Леонардо да Винчи. 66% опрошенных правильно указали и автора и название этой картины. Если же учитывать и опросы, в которых написано или название, или автора, то доля верных ответов возрастет и составит 93%. Каждый опрашиваемый удосужился написать хотя бы что-нибудь напротив этого портрета, пусть даже ответ окажется неправильным. Именно так рядом с Джокондой оказалась написано имя Микеланджело. Таким же рекордсменом, но в противоположном направлении, оказался Давид с «Клятвой Горациев». Его правильно угадать не получилось ни у кого из респондентов. Более того, не предпринималось даже никаких попыток. Классицизм в наше время оказался совершенно не популярен. Больше всего делали ошибок при попытке определить картину Эдварда Мунка «Крик». Было названо большое количество имен, которым приписывали эту картину, среди прочих оказались Клод Моне, Эдуард Мане (которого тоже назвали Клодом и который лидирует среди неправильно названных авторов, именно с именем Клод), Василий Кандинский, Сальвадор Дали, Винсент ван Гог, а также неизвестный художник по имени Монк, который скорее всего преобразовался из правильного Мунка. В итоге, 20% угадали и с фамилией автора и названием картины, 26% — только с названием, а 27% даже не попытались написать ответ. Еще одним фаворитом по числу правильных ответов числится, уже упоминавшийся, Винсент ван Гог. Его знаменитые «Подсолнухи» отгадали 50% опрошенных, причем всего лишь 13% затруднились назвать либо художника, либо название картины. Так же как и «Крик», «Подсолнухи» (по неправильным ответам) приписывали Клоду Моне, Сальвадору Дали и Пабло Пикассо. Картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэля и «Рождение Венеры» Боттичелли узнавали, в основном, по названию. Причем, если первую могли перефразировать от безобидной «Девы Марии» до устрашающей «Богоматерь с младенцем Иисусом Христом», то со второй обходились суровее: у троих человек она значилась как «Возрождение Венеры». «Ночной дозор» Рембрандта (которого единожды назвали Веласкесом) тоже оказался непопулярным — всего 20% правильных ответов. Получше рейтинг у «Поцелуя» Густава Климта, которого узнали 26% опрошенных. На Климта «вешали ярлык» Пабло Пикассо и (внезапно) Иеронима Босха. Хочется сказать, что радовал тот факт, что люди не пытались связать противоположные вещи, то есть напротив «Джоконды» не обнаружилось подписи «Сальвадор Дали», а напротив «Подсолнухов» — ответа «Микеланджело». Остальные результаты в таблице внизу:
угадано |
ошибка |
пропущено |
|
Мунк «Крик» |
46% |
28% |
26% |
Леонардо «Мона Лиза» |
54% |
0% |
46% |
Рафаэль «Сикстинская Мадонна» |
20% |
54% |
26% |
Ван Гог «Подсолнухи» |
63% |
21% |
16% |
Рембрандт «Ночной Дозор» |
20% |
3% |
77% |
Боттичелли «Рождение Венеры» |
50% |
4% |
46% |
Климт «Поцелуй» |
26% |
11% |
63% |
Давид «Клятва горациев» |
0% |
0% |
100% |
Второе задание также было решено не совсем однозначно. Лишь трое из опрошенных отказались от попытки ответить на предложенные вопросы. Около 15% смогли соотнести всего одну картину с именем одного художника и во всех случаях это оказывался Клод Моне с «Кувшинками». Эта пара оказалась лидером в этом задании: было дано 56% правильных ответов и всего 13% не прикасались к этому заданию. Как ни удивительно, но второй парой по числу угаданных ответов стал Иероним Босх с «Садом земных наслаждений». Причем большая половина верных результатов в этом случае принадлежит «сильной половине» респондентов. Нужно сказать, что мужчины отнеслись ко второму заданию намного внимательней, чем женщины, не оставив ни одного опросного листа с пустыми полями. Наименее угадываемый оказался Диего Веласкес с «Менинами», набравший всего 20% положительных ответов. Его довольно часто путали с Эженом Делакруа, французу приписывая «Менин», а испанцу — «Свободу, ведущую народ» соответственно. Интересная ситуация сложилась у Боттичелли, чью «Весну» правильно определили 26% опрошенных. Дело в том, что эту пару правильно не угадал ни один мужчина, возложив эту участь на долю женской части населения. Остальные результаты можно посмотреть в нижеследующей таблице:
угадано |
ошибка |
пропущено |
|
Моне «Кувшинки» |
56% |
31% |
13% |
Делакруа «Свобода, ведущая народ» |
33% |
44% |
23% |
Веласкес «Менины» |
20% |
54% |
26% |
Боттичелли «Примавера» («Весна») |
20% |
54% |
26% |
Дега «Голубые танцовщицы» |
30% |
50% |
20% |
Босх «Сад земных наслаждений» |
36% |
38% |
26% |
На знающий взгляд наших скромных редакторов третье задание было наиболее интересным и показательным. Ведь если человек пишет свою любимую картину и художника, значит он не только единожды видел эту картинку, но и что-то знает об авторе или, может, о создании произведения, или о том, где оно находится. Сразу следует сказать, что 26% респондентов не справились с этой задачей. Среди их числа находятся все школьники, которые попали к нам в статистику. Безусловным лидером среди «любимчиков» оказался Винсент ван Гог, а вот картины его писали совершенно разные. Если мужская половина предпочла достаточно серьезную по своим формальным признакам «Любительницу абсента», то женская ограничилась пейзажами и натюрмортами, такими как «Подсолнухи» и «Звездная ночь». Можно говорить даже о некой противоположности между картинами и художниками, выбираемыми мужчинами и женщинами. Первые старались поразить нестандартностью имени автора и философской содержательностью картины. Чего стоит только упоминание Казимира Малевича с неоднозначным «Черным квадратом», Микеланджело со «Страшным судом», Леонардо да Винчи с загадочным полотном «Мадонна в скалах (гроте)» и фреской «Тайная вечеря», а одни имена Энди Уорхола и Рене Магритта чего стоят. Женская половина была более лиричной и бесхитростной одновременно. Были упомянуты разрекламированные «Девочка на шаре» Пабло Пикассо и «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера, не менее известные «Рождение Венеры» Боттичелли и «Союз земли и воды» Питера Пауля Рубенса, хранящийся в Эрмитаже. Также вспомнили имена Шагала, Мухи, Дали, Моне и Босха, причем последнего написали особенно изысканно — «практически вся коллекция музея Прадо» (дословно). Необходимо отметить еще одно важное наблюдение: люди, не обремененные образованием, ограничивались написанием одного имени художника, тогда как опрашиваемые с высшим образованием, а особенно люди старше 30 лет, старались воспроизвести как можно больше информации по своей любимой картине. Кстати, дешевый трюк, что, если написать что-то сложное и непонятное, то тебя примут за умного, как видно из опроса, не проходил, потому как люди с любимыми картинами Босха, Магритта и Уорхола практически ничего правильно не написали. Далеко за примерами ходить не надо — у наших скромных, но рассудительных редакторов в любимых художниках числятся Муха, Боттичелли, Рембрандт и Фрагонар.
В связи с этим хочется узнать у нашей уважаемой аудитории ее вкусовые предпочтения. Ваши ответы оставляйте в комментариях, а мы, возможно, придумаем, что с ними сделать. =) Всех с наступающими праздниками!