Французский художник Жан Огюст Доменик Энгр считается ведущим мастером европейского академизма XIX в. Наравне с Давидом и Кановой, он был лидером французского неоклассицизма. Энгр вошёл в историю живописи прежде всего как великолепный портретист.
В России на данный момент находится всего одно произведение этого художника. «Мадонна перед чашей с причастием» (1841 г.) хранится в Галерее искусства стран Европы и Америки ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве. Картина написана Энгром в Риме по заказу приезжавшего в Италию наследника Русского престола, будущего императора Александра II, поэтому в композицию помимо св. Николая (покровителя его отца, императора Николая I), включена фигура русского святого Александра Невского. В России полотно сочли католическим по духу, после чего недовольный Энгр сделал реплику картины уже с латинскими святыми (1852, Лондон, частное собрание), а еще в одной реплике изобразил рядом с Мадонной ангелов (1854, Лувр). Для творчества Энгра вообще характерны реплики ряда его известных картин, часто незначительно отличающиеся друг от друга.
Мадонна занимает доминирующее положение на картине, так как она является композиционным и смысловым центром произведения. Взгляд зрителя сразу падает на ее фигуру и охватывает ее полностью. Она оказывается полностью освещенной, тогда как св. Николай и Александр Невский помещены в полутень и находятся за Мадонной. Тем самым высказывается некий намек на тональную перспективу. Мадонна предстает перед нами со сложенными в молитвенном жесте руками. На ней надета традиционного голубого цвета одежда. Ее взгляд направлен на центр стола, где находится чаша с просфорой. Символично, что композиция предметов на столе повторяет расположение фигур перед столом: Мадонна соответствует чаше с просфорой, а свечи в подсвечниках – св. Николаю и Александру Невскому. Отсюда можно заключить еще один символический элемент композиции. Мадонна, как мать Иисуса, представляет собой женское начало, который отображается в круглой форме просфора, и с другой стороны, святые Николай и Александр Невский, символизирующие мужское начало, выражены в вертикальных подсвечниках. Еще одной особенностью является то, что свет, озаряющий лик Мадонны, исходит извне, а не от естественного горения свечей. Лицо Мадонны непроницаемо, оно не выражает никаких чувств, но в ее позе и полуприкрытых веках читается некая торжественность и репрезентативность. Еще ближе подчеркнуть всю каноничность сцены помогает вертикальный формат картины.
Фигуры персонажей выписаны с большим мастерством. Они скорее напоминают скульптуру, чем изображения. Облик Мадонны соответствует классической красоте женщины: у нее тонкие пальцы, длинная шея и бледная кожа. Все действо происходит в вымышленном интерьере. Позади св. Николая и Александра Невского видны колонны. Таким образом, можно сказать, что Мадонна помещена в некую раму по бокам — это свечи, святые и колонны, которые вторят друг другу. В чисто композиционном плане, они помогают еще больше выделить фигуру Мадонны. К тому же взгляды св. Николая и Александра Невского направлены на нее.
Эта картина является прекрасным примером ортодоксального академизма и высочайшего профессионального уровня. Вполне возможно, что холодный стиль портрета и построение образов, призванные механически соединить русскую православную и европейскую католическую иконографические схемы, объясняется официальностью заказа. Во всяком случае, застывшая иератическая поза и правильные рафаэлевские черты лица Мадонны перекликаются с католической иконографией.
Советуем почитать:
- Иконография образа Вишну
- Фра Филиппо Липпи (1406—1469)
- Берлинский Сецессион
- Репортаж с выставки "Ле Корбюзье. Тайны творчества"
- Рецензия на выставку "Под знаком Рембрандта. Художественное собрание семьи Мосоловых"
В России есть ещё работы Энгра.
Одна из лучших работ Энгра «Портрет графа Н. Д. Гурьева» находится в Эрмитаже.
Спасибо большое! Будем знать 🙂