Жанр – action-adventure; платформа — PC, Playstation 3, Xbox 360, Wii U; разработчик – Ubisoft Montreal; издатель – Ubisoft; дата выхода — осень 2012 г.
Новая игра знаменитой игровой серии должна была стать блистательным завершением истории о Дезмонде. От нее ждали прорыва, подобного тому, который совершила в свое время вторая часть, когда в 2009 г. она вывела серию на новый качественный уровень. Однако Assassin’s Creed 3 не производит никакого откровения — это скорее типичная игра серии с прежним игровым процессом и небольшими нововведениями, носящими скорее поверхностный характер.
Общая завязка сюжета такова: Дезмонд с товарищами, наконец, находят храм предыдущей цивилизации, содержащий загадочную технологию спасения человечества, однако к нему необходим ключ. Его местонахождение было известно предку Дезмонда по американской линии его родословной, отличной от Эцио и Альтаира. И в этот раз мы переносимся в Америку времен войны за независимость, примеряя на себя роль Коннора — индейца-метиса, ищущего справедливости и борющегося с тайным орденом тамплиеров, ищущих власти и контроля. Благодаря крайне продолжительной завязке (она охватывает три главы игры) мы наблюдаем подробное становление характера главного героя, так и главного антагониста игры (который не менее, а то даже более обаятелен и многогранен, чем сам Коннор). Толчком для возникновения мотивации героя становится уже использовавшийся в серии штамп «враги сожгли родную хату», причем на этот раз истолкованный буквально — британская армия сжигает деревню главного героя. Однако Коннор, в отличие от Эцио из второй части серии, не сколько мстит из личных побуждений, а скорее воюет за лучшее будущее для своего народа. Благодаря этому в сюжете нет привычного для американской культуры деления на «плохих» британцев и «хороших» революционеров. Ни главный герой, ни его вечные противники-тамплиеры не принадлежат строго к одной какой-либо фракции. Для Коннора угроза для его народа исходит от всех, поэтому он придерживается своих принципов и присоединяется к революции только из-за идеала свободы и всеобщего равенства, который он разделяет в своих взглядах. Тамплиеры же манипулируют и на стороне британцев, и на стороне восстания. Благодаря этому революция показана с более отстраненной и беспристрастной точки зрения, демонстрируя, что негодяи и герои есть с обеих сторон и обе противоборствующие стороны по-своему правы.
Формула игрового процесса осталась прежней. Мы ищем цель для убийства, пробираемся к ней или тихо, или оставляя горы трупов, убиваем, затем убегаем и прячемся. Для полного погружения в события революции мы вместе с Коннором участвуем в таких важных событиях революции, как битва при Баннер-Хилл, Бостонское чаепитие, Чесапикское сражение. Именно эти эпизоды наиболее яркие и запоминающиеся в игре. Однако многие сюжетные миссии страдают от невыразительного дизайна и проработки миссий. В игре повторяются однотипные погони и слежки, мало оригинальных способов устранения цели. Для сравнения — чего только стоит выстрел на венецианском карнавале одновременно с салютным залпом или десант на крышу Дворца дожей на дельтаплане да Винчи в Assassin’s Creed 2! (Причем подобные моменты даже работали и на атмосферу ренессансной Италии.) Здесь же подобные оригинальные решения попросту отсутствуют и сводятся к «догони и убей» без особых изысков. Единственным действительно новаторским для серии элементом являются морские сражения, от которых вправду захватывает дух.
Предлагаемые игроку Нью-Йорк и Бостон вполне достоверно демонстрируют игроку типичные для того времени колониальные городки, в которых главное не красота, а практичность. Почти документальное и скрупулезное воссоздание архитектуры разных эпох всегда было «коньком» серии. Однако после изысканных и богатых европейских столиц прошлых игр вроде Венеции, Рима и Константинополя американские поселения, необходимо признать, выглядят довольно скудно и бледно. Ситуацию спасают огромные лесные просторы Фронтрира и уже упомянутые морские миссии. Заснеженные равнины, сосновые боры и горные водопады, заселенные разнообразной живностью (впервые в серии появились животные), огромные волны и штормы на море создают ощущение бесконечного и живого мира.
Суммируя все это, мы получаем всего лишь очередную серию Assassin’s Creed, держащую высокую планку серии. Сам фактор новизны давно исчез – игры в этой вселенной стабильно выходили раз в год, начиная с 2009. Поэтому последней игре трилогии только и оставалось вобрать в себя все лучшие наработки серии и преподнести еще одну увлекательную историю о противостоянии свободы и власти.