Режиссер – Тим Кэрролл; в ролях – Стивен Фрай, Марк Райлэнс, Сэмюэль Барнетт, Лиам Бреннан, Пол Чахиди, Джон Пол Коннолли, Иэн Драйсдейл, Джонни Флинн; Великобритания, 2012
Ни для кого не секрет, что с этой осени в Москве, а также в других городах России, проводится так называемый «Театральный киносезон». Его суть заключается в том, чтобы дать возможность многим людям увидеть прославленные современные постановки оперы, театра и балета. Иными словами, российские кинотеатры, помимо фильмов, будут на своих экранах показывать спектакли в оригинальной озвучке и с русскими синхронными субтитрами. Участие в подобной акции принимают мировые площадки, такие как: лондонский «Глобус», Большой Театр, Метрополитен Опера, Королевская шекспировская компания и Национальный театр. Большинство заявленных постановок уже вовсю идет, причем билеты на них разлетаются «как горячие пирожки» — только успевай купить.
В этой статье речь пойдет о пьесе Уильяма Шекспира «Двенадцатая ночь, или Как вам будет угодно», поставленная на подмостках «Глобуса» в 2012 году.
Пожалуй, я не ошибусь, если скажу, что эта комедия не особенно популярна среди читателей, по сравнению с такими «хитами», как «Укрощение строптивой» или «Много шума из ничего». Отнюдь, это нисколько не умаляет ее достоинств.
Очередная постановка этой пьесы в прошлом году произошла во всемирно известном «Глобусе» в Лондоне. Как известно, сейчас идет тенденция представить классические произведения в «новом свете», то есть наиболее необычно и концептуально. Это когда действие «Бесприданницы» разворачивается не на берегах Волги, а в черной комнате со светящимися плафонами и героями в холщевых робах. В случае же с нашей пьесой режиссер Тим Кэррол пошел по другому пути. Он постарался не модернизировать, а, наоборот, максимально приблизить к тому времени, когда эта комедия была впервые поставлена. Сыграть ее так, как ее играли во времена Шекспира, используя минимум декораций, не допуская женщин на сцену и нисколько не отклоняясь от оригинала текста. В итоге получилась своеобразная историческая реконструкция, но рассказанная художественным языком. И если раньше такая постановка считалась бы нормой, то в наши времена она вызывает вполне объяснимый интерес. Конечно, имя «Глобуса» также сыграло свою роль. А если еще и пригласить на одну из ролей какого-нибудь национального и горячо любимого английского актера, то успех комедии просто обеспечен. В роли такой «звезды» здесь выступил Стивен Фрай, который сыграл наиболее интересную роль из всей комедии — управляющего Мальвольо. Но, несмотря на то, что практически все внимание зрителей заведомо было бы приковано к нему, остальные актеры нисколько не уступают ему в мастерстве. Каждый герой по-своему интересен и своеобразен. Например, Оливия, сыгранная руководителем театра Марком Райлэнсом. Не каждой женщине под силу сыграть подобный характер, но как великолепно получилось это сделать у Райлэнса. Нельзя не сказать о служанке Мэри, чья находчивость и лукавая улыбка теперь отныне будет ассоциироваться только с Полом Чахиди. Или молоденькая «звездочка» Сэмюэл Барнетт, который выступил в роли Себастьяна. Ему удалось воплотить всю эту невинность и отзывчивость пылко влюбленного юноши. И даже Стивен Фрай нисколько не выбивается из этого коллектива, оставаясь на одном качественном уровне с остальными актерами.
Помимо чисто мужского актерского состава, в этом спектакле-реконструкции постоянное действо прерывается песнями и танцами, которые старательно развлекали возможных заскучавших зрителей. То есть, режиссер всеми способами хотел приблизиться к оригиналу. В этом ему помогала круглая сцена, стоячий партер, живая музыка на старинных инструментах, исторические костюмы, ну и, конечно, историчность места проведения.
В общем, нельзя сказать многого об этом спектакле: чем бесконечно читать, лучше один раз увидеть все самому. Сейчас объявлены продажи билетов на дополнительные дни, потому как спектакль ожидаемо пользовался спросом, так что — успевайте купить!