Мы не ошибемся, если назовем проект Дэмиена Херста «Сокровища с затонувшего корабля «Невероятный» одним из главных событий художественного мира в этом году. Ему удалось затмить своей популярностью даже Венецианскую биеннале, традиционно вызывающую самый большой «информационный шум» среди СМИ и посетителей. И хоть официально проект (не побоимся этого слова) известнейшего живущего на нашей планете художника и не был включен в ее программу, кураторы подгадали время, подготовив экспозицию аккурат к открытию биеннале. В результате чего в этом году можно было чаще услышать, что любители искусства стекаются в Венецию именно ради персональной выставки Херста, и, так уж и быть, заодно захватить Жардини и Арсенал, а не наоборот.
Somewhere Between Lies And Truth Lies The Truth. Именно эта надпись встречает каждого посетителя при входе в грандиозное здание Пунто Делла Догана, принадлежащее одному из самых влиятельных и богатых коллекционеров Франсуа Пино. И приключения начинаются!
В 2008 году группа аквалангистов случайно обнаружила на дне моря затонувшие сокровища неподалеку от восточного побережья Африки. После проведенных исследований выяснилось, что это было имущество освобожденного в свое время раба по имени Сиф Амотан II, жившего в промежутке между второй половиной I века и началом II века. Он разбогател, продолжая вести дела своих патронов и хозяев, и решил создать на отдельном острове такой храм, который сочетал бы все известные на тот момент религии мира. Именно с этой целью он снарядил целый корабль, названный «Апистос» (что в переводе с греческого и обозначает «Невероятный»), нагрузив его сокровищами различных культур, и отправил его к берегам острова, на котором и предполагалось представить эту коллекцию. К сожалению, пункта назначения корабль так и не достиг. Поэтому у нас сейчас есть уникальная возможность взглянуть на эти артефакты, бережно сохраненные и выставленные в залах аж двух венецианских дворцов.
В экспозиции присутствуют как колоссальные работы (например, огромный «Демон с чашей» в высоту более 18 м), так и совсем крошечные ювелирные вещи величиной в пару сантиметров, выставленные в залах, напоминающих сокровищницы. Материалы также отличаются большим разнообразием: от хрусталя и малахита до бронзы и различных сортов мрамора. Помимо скульптуры представлены макеты, графические листы, фотографии и предметы декоративно-прикладного искусства. Конечно, следует учесть, что не все объекты удалось повергнуть реставрации, отчего в экспозиции встречаются копии. Чаще всего это само произведение, поросшее кораллами и частично разрушившееся, а рядом с ним «очищенная» исследователями копия и реконструкция – как на самом деле должна была выглядеть работа. Практически каждый экспонат имеет пояснительную записку, в которой подробно расписывается вся необходимая информация. Работа ученых действительно поражает воображение!
Все это действительно тянуло бы на главное открытие нескольких последних лет, если бы не одно «но»: весь этот грандиозный проект – большая мистификация. Никогда не существовало никакого Сифа Амотана и дайверы не находили подводных сокровищ. Автор лишь один – Дэмиен Херст. Поддаться заблуждения довольно легко. Огромный каталог с профессиональными искусствоведческими статьями, презентация объектов (нигде в подписи мы не найдем фамилию художника), безупречность и высокое качество изготовления материалов и работ, научный подход к экспозиции с обоснованием существования экспонатов, фотография и документация процесса обнаружения и поднятия со дна океана. Все это подкрепляется ссылками на реальные исторические факты. Сложно не поверить. Херст начинал как провокатор (все помнят его акулу в формальдегиде «Физическая невозможность смерти в сознании живущего») постепенно отходя от этого вектора и создавая коммерчески более успешные вещи и, если это слово применимо в данном контексте – более академические. Его серии пестрят разнообразием: это и инсталляции из медикаментов, и мертвые бабочки на полотнах, и хаотичные цветные точки, и усыпанный бриллиантами череп. Неизменным остается лишь одно – тема смерти, которая так или иначе идет лейтмотивом через все творчество художника. И новый венецианский проект тоже про это. Херст практически создает вторую параллельную реальность, в которой мир с удивительными артефактами и реликвиями мог существовать взаправду. Но мы точно знаем, что этого не было, что это фальсификация, и, в то же время, мы видим и осязаем все материальные доказательства существования этой вселенной. Это балансирование между выдуманным и настоящим сравнимо с пограничным состоянием между грезами и окружающей действительностью, между жизнью и смертью. Херст «населяет» свой мир фантастическим обитателями (единорогами, циклопами и другими существами), дабы лишний раз подчеркнуть отличия наших альтернативных реальностей. Но в то же время он опирается на традиции известных архаичных культур (египетская, греческая, месопотамская, буддийская), чтобы возродить в нашей памяти изображения давно ушедших эпох, которые мозг обычно трактует как сказку, которую тяжело понять человеку из современного мира. Эта постмодернистская игра и подмена образов, смыслов, отсылок и интерпретаций, делает из Херста современного романтика, беспристрастно напоминающего нам о смерти, которую он трактует как освобождение от всего земного и бренного.
Советуем почитать:
- Кандинский и "Синий всадник". Выставка в ГМИИ
- Как продавалось искусство?
- Размышления о Цае Гоцяне и зрительском гневе
- Афиша - ноябрь 2011
- Пуаре – король моды