Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина снова радует зрителей своими новыми выставками, посвященными своей столетней годовщине. В этот раз организаторы особо отличились, построив экспозицию не на собрании классического общепринятого искусства, а на искусстве новом и мало признанном. Речь идет о неожиданном его проявлении в стенах «Пушкинского» музея – в виде фотографии. Причем произведения отбирались не прошлого и позапрошлого веков, а современных отечественных авторов.
Принцип их отбора тоже крайне интересен. Художникам предлагалось выставить по одной-две своих работ, как-то связанных с историей или изображением музея. В плане техник, художественных приемов и жанровости давалась полная творческая свобода. Это задание было выполнено больше, чем за год. Всего на суд зрителей свои произведения представили 29 российских фотографов, которых пригласили специально для участия в этом проекте. Каждый из них в своих работах показал личностное отношение к музею. Для кого-то «Пушкинский» — это величественное архитектурное сооружение, для кого-то — один из главных музеев страны, в котором проходят эпохальные культурные события, для кого-то музей — это люди: его посетители и работники, для некоторых же — это источник вдохновения для собственных работ. Среди авторов можно найти имена Михаила Розанова, Игоря Пальмина, Дмитрия Музалева, Виктора Ахломова, Андрея Чежина, Андрея Безукладникова.
Экспозиция размещается в самом «сердце» ГМИИ — центре Белого зала. Фотографии представлены на специальных перегородках, перекрывающие практически все пространство между колоннами. В то же время, в рамках годовщины музея, одновременно в этом же зале проходит и юбилейная выставка, котрая размещена на стенах. Это своеобразная история «Пушкинского» в архивных записях, фотографиях, книгах, предметах, то есть — его «прошлое». С другой стороны, его «настоящее» выражено как раз в этих экспонатах — современных «прочтениях» музея. Таким образом, «прошлое» как бы охватывает «настоящее», давая почву для размышления над «будущим» музея.
Многие художники, присутствовавшие лично на пресс-конференции, посвященной выставке, выражали благодарность организаторам и самому музею, потому как не могли поверить, что ведущий художественный музей Москвы дает им шанс выставить в своих стенах их собственные работы. Их можно понять. «Пушкинский» представляет собой некий оплот классического традиционного во всех смыслах искусства. И тут, совершенно неожиданно, он дает шанс показать себя и совершенно новым видам, коим и является фотография. Таким образом, можно считать, что это искусство в скором времени может стать совершенно общепринятым не только на уровне современных галерей, но и музеев с мировой репутацией. Приятно видеть, что ГМИИ делает первые шаги к такому результату, оставаясь во многом «пионером» по части экспериментальных выставок.
Советуем почитать:
- Размышления о Цае Гоцяне и зрительском гневе
- Афиша - ноябрь 2011
- "Русский Китай"
- Рецензия на выставку "Тициан. Из музеев Италии"
- Константин Коровин. Живопись. Театр. К 150-летию со дня рождения