Комментариев нет

Караваджо

Рубрика : Aфиша

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
26.11.2011 – 19.02.2012

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина не перестает радовать своих посетителей новыми выставками. Причем все они посвящены художественным явлениям и художникам не так называемого «второго плана», а известным, можно даже сказать популярным именам и явлениям. Поэтому не стоит удивляться, что в последнее время очередь в музей почти никогда не рассасывается и фамилию Ирины Антоновой теперь можно услышать не только на канале «Культура».

Одним из последних явлений, всколыхнувших культурную жизнь столицы в ушедшем году, стала уникальная по своему значению выставка шедевров Микеланджело да Караваджо. Поистине, это собрание картин художника в одном месте, да еще и с последующим вывозом их за границу является редчайшим событием для всех поклонников итальянской живописи в Москве. Мало того, что часть работ находится в постоянной экспозиции римских музеев и никогда не вывозилась, некоторые принадлежат католическим церквям, стены которых  они еще ни разу не покидали.

В стенах ГМИИ выставлено одиннадцать картин выдающегося мастера. Все они поместились в одной большой комнате с высокими потолками, на месте, где обычно располагается коллекция итальянской живописи XVII – XVIII веков. Но на деле из-за царящего полумрака в этом помещении совсем не ощущается простора и воздуха. Хотя картины и висят на значительном расстоянии друг от друга, расположение их оказалось не совсем выигрышным, и создают впечатление переполненности. Можно отметить, что маршрут осмотра тоже продуман не совсем удачно: многие посетители даже не доходят до конца, считая «Обращение Савла», расположенного прямо посередине комнаты, последней картиной. Все это нарушает циркуляцию посетителей по выставке, создавая неимоверную толкотню и тесноту. С другой стороны, кураторам экспозиции крайне удалось создать необычную атмосферу, подчеркивающую уникальность мероприятия. Главная роль была отведена освещению, которое своим чередованием ярких и затемненных пространств подчеркивало так любимую Караваджо светотеневую технику. Кажется, что атмосфера, царящая на картинах художника, плавно перетекает в окружающее их выставочное пространство. При таком созерцании, работы Караваджо просто поражают своей сохранностью и свежестью восприятия. Особенно, это ощущается на первых выставленных работах, когда после ярко освещенного зала посетитель проходит в полумрак.

Из всех работ, привезенных в Москву, необходимо выделить «Юношу с корзиной фруктов» (1596), как наиболее известную. Эту картину можно назвать характерной для творчества Караваджо, так как в ней соединись практически все отличительные черты его живописи. Стоит также отметить «Мученичество святой Урсулы» (1610), являющейся одной из последних работ мастера. Необычным подходом к воплощению сюжета обладает и «Положение во гроб» (1602-04), написанное в нестандартной для классической живописи угловой перспективе. Кстати, размещение картин на выставке не подчиняется хронологическому порядку, скорее там применен концептуальный подход.

В общем, хочется сказать, что год Италии в России прошел удивительно удачно на культурно-образовательном фронте. Чего стоит только великолепные выставки, проведенные Третьяковской галереей и Пушкинским музеем, не говоря уже об игровых видах искусства. Хочется надеяться, что будущий год Германии окажется таким же ярким и наполненным впечатлениями.

6




coded by nessus

Оставить комментарий или два