2 комментария

Иконография образа Вишну

Рубрика : Летний сезон

"10 аватар Вишну", живопись XIX века

Ни для кого, ни секрет, что все восточные религии достаточны трудны для понимания европейцу. Но это не значит, что доступ к ним по этой причине закрыт. То же самое происходит и с пониманием искусства. Потому как оно всегда было тесно связано с религией, то возникают некоторые трудности в восприятии «белого» человека. По этой теме во множестве пишутся и издаются всевозможные труды и книги, пытающиеся объяснить различные тонкости простым языком. Ведь все понятия и значения в восточном, в частности индийском, искусстве довольно сложны и многогранны. Особенно, что касается наделения смыслом и различными знаками и символами того или иного верховного божества. В данном случае, мы рассмотрим иконографию индуистского бога Вишну.

Хотя в Индуизме главным божеством в тримурти (индуистской триаде богов) является Брахма, божества Шива и Вишну были наиболее популярны до такой степени, что впоследствии почитания их культов выделились в отдельные течения.

В тримурти Вишну выступает как хранитель мира. По присущим ему качествам он очень близок к человеку, хотя на протяжении веков его образ изменялся и становился более недоступным, отрешенным, полностью подчиняясь канонам Шильпа-Шастра и не допуская вольностей художника.

По религиозным трактатам Вишну представляет собой бесформенное и вездесущее божество. Однако его иконография регулируется строгими рамками: Вишну всегда изображается четырехруким. Это указывает на его могущество и всепроникающую природу. Физическое (материальное) воплощение представляют две передние руки, а задние – это его воплощение и присутствие в духовном мире.

"Вишну, отдыхающий на Шеше со своей женой Лакшми", XVIII векЦвет кожи всегда синий. Он указывает на всепроникающую сущность божества. Синий цвет олицетворяет одновременно и бесконечность пространства, и бесконечность воды океана.

На груди Вишну одето ожерелье или гирлянда из цветов. Если это ожерелье, то в нем всегда присутствует большой драгоценный камень, в котором, по легенде, обитает его супруга Лакшми. Одежды Вишну всегда желтого цвета.

Голову украшает корона, которая символизирует верховную власть. Иногда он изображается с павлиньим пером в короне, как заимствование из иконографии его аватара – Кришну. В ушах у Вишну всегда две серьги. Они символизируют присущие образу Вишну противоположности – знание и невежество, счастье и несчастье, удовольствие и боль.

В руках Вишну держит такие предметы, как:

  • раковина – символ власти, служащий для охраны и поддержания Вселенной;
  • чакра – символ очищенного и одухотворенного разума;
  • булава – символ источника всех духовных, психических и физических сил;
  • цветок лотоса – символ духовного освобождения и божественного совершенствования.

Самым интересным его изображением является лежащий Вишну. Он возлежит на царе змей  — наге Шеша, с сидящей у его ног супругой Лакшими. Согласно одной из легенд, творец мира Брахма родился из лотоса, выросшего из пупка Вишну. Многоголовый царь змей Шеша, на котором, как на троне, возлежал Вишну, является воплощением божественной силы творца, которая не была полностью реализована во время сотворения мира. На это указывает имя Нага – Шеша, что означает «остаток». Когда к концу очередного цикла своего существования Вселенная приходит к упадку и гибели, Вишну уже спит на свернувшемся кольцами Шеше, защищенный от всех опасностей, пока не почувствует в себе силы проснуться и создать Вселенную вновь, начав тем самым новый цикл ее существования.

В разные периоды своего существования образ Вишну претерпевал различные изменения. Но, по сути, от своего возникновения и до сих пор художники следовали в его изображении канонам, которые были описаны выше.

В ранних скульптурах Вишну изображался с двумя руками. Но таких произведений не много. Уже в Кушанский период (IV в.) появляются изображения четырехрукого божества. Все они очень близки по иконографии и по стилистическим особенностям. Фигура божества плотная и имеет округлую форму. В это время изображения почти не декорировались и не орнаментировались. Но уже в некоторых произведениях левая рука держит раковину, напоминающую по форме бутылку, хотя правая еще только поднята в абхая-мудра. Во многом ранние изображения Вишну отсылают нас к Бодхисаттве (в Буддизме персонаж Махаянского пантеона).

Вишну, центральная Индия, XIX векВишну, Бенгалия

В период Гуптов образ божества приобретает новые черты. Художники стараются придать ему черты изысканности и утонченности. Орнамент становится более искусным и тонким в обработке и сосредотачивается, в основном, на браслетах, короне и серьгах. Нимб и диск, относительно всего произведения, выглядят чрезмерно большими, что напоминает ранние изображения. Раковина в руке теперь выглядит реальной и больше не напоминает бутылку. Большинство дошедших до нас скульптур Вишну имеют четыре руки:

— нижняя правая согнута в абхая-мудра,

— верхняя правая держит булаву,

— верхняя левая покоится на диску,

— нижняя левая держит раковину.

Более поздние тексты по иконографии допускают двадцать четыре способа изображения Вишну. Это многообразие объясняется тем, что лишь в таких видах он имеет видимую форму, так как, вообще представляет собой бестелесное существо. Единственное различие заключается только лишь в порядке расположения элементов и символов, которые держат его четыре руки.

При внимательном рассмотрении всех изображений Вишну можно заметить специфические различия между этими двадцатью четырьмя формами. Во-первых, нижняя правая рука всегда изображалась по-разному: начиная с того, что ладонь находилась в положении варада-мудра и заканчивая, держащей цветок лотоса. Вишну Кушанского и раннего Гуптского периодов изображался крепким и коренастым божеством, причем все четыре руки были подняты выше плеч. Под конец Гуптского периода положение рук подвергается изменениям. Две основные руки опущены вниз, на уровень груди. Тем самым создается впечатление, что эти руки являются самыми нижними, хотя они, как основные должны располагаться выше остальных рук.

Скульптуры Средневекового периода становятся более орнаментированными, чем в Гуптский период. Символы и атрибуты подвергаются сильной стилизации. Предпринимаются попытки сделать их более красивыми и декоративными. Присутствие дополнительных фигур, фланкирующих Вишну, становится все более частым. Они изображаются в виде карликоподобных существ, держащих определенные свои символы в руках и стоящих в позе трибханге.

Согласно описаниям, которые даются в разных трактатах различных периодов, у образа Вишну есть несколько типичных для него символов и предметов, которые практически никогда не меняют своего назначения. Четырехрукое божество всегда должно держать раковину, цветок лотоса, булаву (или оружие), и диск (чакру). Но на самом деле, скульпторы допускают некоторую свободу относительно нижней правой руки. Она может быть поднята в варада-мудра или абхайя-мудра. В XI в. появляются новые трактаты по иконографии, которые разрешают помещать в руки божества такие предметы, как колокол, меч, плуг, щит и лимон.

В поздних трактатах по иконографии и религии также встречаются описания двуруких, шестируких и восьмируких образов Вишну. Правда, такие скульптуры достаточно редки. Среди найденных памятников Средневекового искусства самое большое количество рук, которые имел Вишну – четырнадцать, причем в каждой из них находился предмет или символ. Интересно отметить, что возможность создавать образы Вишну с множеством рук, появилась у скульпторов только в Средневековье.

Прорисовки ВишнуПрорисовки Вишну

Ранние правила иконографии определяли Вишну как образ в одной только форме, которая была строго установлена вплоть до Гуптского периода. Позже, в Средние века, образ стал более сложным, потому что была предпринята попытка изобразить Вишну в его различных аспектах путем перемены порядка символов и предметов, находящихся в его руках. После этого скульпторы пошли еще дальше – не удовлетворившись этим, они попытались представить самого Вишну через его сверхчеловеческие способности путем умножения его рук и символов. Это также было отражено в трактатах по иконографии и религии. С другой стороны, наличие такого множества канонических текстов давало скульптору некую свободу в творчестве, так как знать все правила изображения было не возможно. Художник мог намеренно изобразить что-то не по канонам в пользу большей художественной выразительности.

Список литературы:
1. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. – М.: Наука, 1985
2. Тюляев С.И. Искусство Индии. – М.: Наука, 1969
3. Desai, Kalpana S. Iconography of Visnu. – New Delhi: Abhinay, 1973
4. Stutley, Margaret. The Illustrated Dictionary of Hindu Iconography. – London: Routledge and Kegan Paul, 1985




coded by nessus

Комментарии: 2 комментария

Исправьте «Ни для кого, ни секрет» на «Ни для кого не секрет».

Спасибо автору! 🙂

Оставить комментарий или два