В этой статье я хочу открыть перед вами такую страну как Лаос. Да еще и не с туристической стороны (эти тонкости можно найти на соответствующих сайтах), а с точки зрения искусствоведа. Другими словами, я попробую рассказать, ради чего можно смело лететь в Лаос любому, кто интересуется или изучает восточное искусство.
К сожалению, Лаос не очень популярная страна для посещения из-за отсутствия у нее выхода к морю. Хотя может это и к счастью. Ведь такая особенность делает Лаос поистине уникальным местом в своем Юго-Восточном регионе. География страны в принципе накладывает большой отпечаток на культуру и искусство ее жителей. Она вся состоит из разных возвышенностей из-за чего температура, например, в декабре может достигать всего десяти градусов тепла. Джунгли, растущие на холмах, оставляют впечатление совершенно сказочной мифологической страны. Недаром, большая часть населения до сих пор верит в анимизм, при том, что правящая государственная партия придерживается коммунистической политики.
А среди гор протекает главная река региона – Меконг. Вокруг нее в основном и сосредотачивалась жизнь на протяжении истории страны. На ней стоит древняя столица королевства Луангпрабанг, на ней же находится и нынешняя – Вьентьян.
Начну я с истории, а потом плавно перейду к особенностям развития местного искусства.
Сразу стоит отметить, что Лаос никогда не вырастал в огромную державу, которая постоянно вела захватнические войны и держала в страхе всех соседей. Как раз наоборот, хоть территория страны и была довольно обширной, она на протяжении всей истории нередко подвергалась нападениям.
Условно, до Второй Мировой Войны историю Лаоса можно поделить на три периода:
- образование независимого государства Лан Санг (14-16 вв.);
- феодальная раздробленность (с двумя отдельными центрами в Луангпрабанге и Вьентьяне, 18 — пер. пол. 19 в.);
- французское влияние (к. 19 — пер. пол. 20 в.)
Во второй половине 20 века страна была охвачена, причинившей колоссальный урон населению, гражданской войной. Ее последствия Лаос «разгребает» до сих пор.
До образования единого государства Лан Санг в 1353 году на этой территории существовали отдельные племена и мелкие княжества. Собственно, руководитель одного из таких и решил объединить их все под общим флагом. Наверное, этот период можно назвать одним из самых благополучных в истории Лаоса.
Все закончилось в 1707 году, когда из-за внутреннего конфликта, страна разделилась на две части с независимым друг от друга управлением. Причем, и в Луангпрабанге, и во Вьентьяне так такового суверенитета не существовало: так или иначе их всегда поддерживали, завоевывали или диктовали условия более сильные соседи, такие как Вьетнам, Сиам, Бирма. Соответственно, и успехи королевств зависели во многом от того, кого они выбирали себе в союзники. Луангпрабанг более стойко выдержал эту гонку, но, тем не менее, в 1893 году подписал соглашение с Францией, которая с 19 века со стороны подвластного ей Вьетнама, уже давно имела виды на эти территории.
Вторая Мировая породила новые проблемы со стороны Японии, которая заставила Луангпрабанг заявить о своей независимости. Но французы просто так не сдавались. На протяжении всего времени местное население поднимало стихийные восстания, но окончательно договор о дружбе с Францией был подписан только в 1953 году. А через пару лет в Лаосе разразилась гражданская война.
И как же на фоне всего этого проявлялось искусство?
Тут следует акцентировать на том, что как более-менее цельное государство Лаос сложился только к 16 веку, а следующий 17 век уже считается эпохой расцвета искусства и культуры. Потом в начале 18 века наступил период феодальной раздробленности. И вплоть до наших дней Лаосу все было некогда развивать какие-то нематериальные отрасли, которые никак не могли бы внести существенный вклад в ведение бесконечных войн.
Так и получается, что на становление именно национального лаосского искусства история отвела этой стране всего два века. Понятное дело, разгон небольшой. Все, что создавалось после, несло на себе прямой отпечаток влияния того или иного довлеющего государства и отчасти той аутентичной базы, которую успели создать лаосцы в 16-17 вв.
В первую очередь обратимся к архитектуре, как стилеобразующему виду искусства. Все начинается именно с нее и зависит от нее. В качестве основного материала местные жители изначально использовали дерево. Это вполне естественный начальный этап развития архитектуры для народов, проживающих в теплом климате. У тех же греков первые храмы тоже были деревянными. Но в отличие от них, у лао, как мы помним, было не так много времени. Поэтому первые каменные постройки датируются только лишь 16 веком. Это храмы и монастыри в Луангпрабанге, древней столицы государства Лан Санг.
Отчасти отсутствие масштабных архитектурных сооружений можно объяснить и географическими особенностями Лаоса, чью территорию, как я говорила, занимают преимущественно холмы и горы.
В 18-19 веках страна постоянно находилась под влиянием соседних государств. Так как в Луангпрабанге местные все-таки успели что-то построить, исходя из местных традиций, то на второй столице, Вьентьяне, это отразилось в большей степени. Тайцы, а потом французы вторглись практически со своим уставом в чужой монастырь, оставив большой след в искусстве.
Поэтому дальше имеет смысл поподробнее остановится на архитектурных особенностях обеих столиц Лаоса. И начну я с бывшей.
Луангпрабанг – древняя столица государства Лан Санг. Здесь жил правитель и возводились самые важные религиозные святыни, так как это был еще и один из важных центров буддизма. Небольшой участок суши между реками Меконг и Нам Кхан буквально испещрен всевозможными храмами и монастырями. Чтобы их осмотреть потребуется не один день, но это действительно того стоит.
Я хочу обратить внимание на Ват (то есть монастырь) Сиентхонг. Он небольшой, но очень ценный и важный для понимания лаосской архитектуры и искусства в целом. Помимо основного храма на территории в виде сада располагаются ступы, молельни, часовни и много мелких построек, которые образуют целый ансамбль. И каждая из них помимо сложной архитектурной конструкции (такой полукаменной полудеревянной) богато декорирована: скульптурные рельефы, золочение, резьба, стеклянные мозаики, лак, роспись. Разглядывать все сценки и орнаменты можно очень долго, поражаясь мастерству и изобретательности художников.
Также выделяются ваты Висунарат и Ахам, которые отгорожены друг от друга всего лишь стеной с проходом. На территории первой находится тхат (это ступа по-местному) Макмо, напоминающая очертаниями арбуз, отчего и получила свое название. Между прочим, одно из старейших сооружений в Луангпрабанге начала 16 века. Этот тхат – яркий пример интернационального влияния, так как ее форма не типична для Лаоса. Подобные ступы чаще всего встречаются на Шри-Ланке.
Центр Луангпрабанга занесен в список ЮНЕСКО. Они отдельным пунктом указывают еще на одну особенность застройки города: включение колониальной французской архитектуры начала прошлого века, которая имеет очень неплохую сохранность. Сейчас в этих зданиях находятся в основном отели и кафе, но эта вовлеченность образует некий ретро-шарм, который идет городу только в плюс.
И если Луангпрабанг прекрасен в своей единой стилистике, в которой можно проследить особенности традиционной лаосской архитектуры, то Вьентьян, нынешняя столица, может показаться не таким исторически-романтичным.
В путеводителях про него написано мало. Упор идет на то, что никаких особо достопримечательностей там нет. Отчасти это правда. Вьентьян был основан задолго до возникновения государства Лан Санг, а столицей стал только в 16 веке. После обособления в начале 18 века, в конце он уже был завоеван Сиамом и полностью сожжен. И видно, разрушение было основательное, раз французы век спустя на месте Вьентьяна нашли джунгли.
По сути всё, что мы сейчас видим – дело рук колонизаторов, отстроивших город заново и вновь сделавших его столицей. Поэтому Вьентьян сейчас – это широкие проспекты, зеленые бульвары, парки вдоль набережной и много особняков в европейском стиле. И в этом как раз и прелесть столицы Лаоса: этакий Лазурный берег с особенностями азиатского быта.
Характерный пример – триумфальная арка Патусай, которая хоть и была построена после французов, но своей формой восходит именно к парижским прообразам с типично лаосским декором. Национальный символ Лаоса, изображенный на гербе страны, ступа Тхат-Луанг, одна из самых монументальных в Азии, тоже воссоздана благодаря французам, хотя основана была еще в 16 веке. Такой же принцип применяется ко многим постройкам Вьентьяна.
Пожалуй, единственный комплекс, который более-менее сохранился в первоначальном виде – Ват Сисакет. А все потому, что был построен в тайской традиции, поэтому при нападении Сиама он почти не пострадал.
Таким образом, главная «изюминка» Вьентьяна в том, что это уникальный пример строительства города с нуля европейскими захватчиками, которые ориентировались не только на свои вкусы, но и на традиционную архитектуру.
Так зачем же собственно ехать в Лаос, если вы любите искусство?
Первое. Места ЮНЕСКО. Им всегда присуща некая особенная атмосфера, если хотите, даже сила. Луангпрабанг я упоминала. Есть еще храмовый комплекс Ват Пху на границе с Камбоджей и так называемая Долина Кувшинов с магалитическими памятниками на востоке страны. А Золотая Ступа во Вьентьяне сейчас рассматривается в качестве кандидата на попадание в список.
Второе. Традиционная лаосская архитектура. На развитие национального искусства история отвела не так много времени. Когда в Италии трудились Рафаэль и Микеланджело, в Лаосе начали возводить относительно скромные, но очень важные (в первую очередь для осмысления буддийского влияния) памятники.
Третье. Синтез азиатской и европейской традиции. Многие страны юго-восточного азиатского региона были европейскими колониями. Лаос был под властью французов. Причем они и реставрировали исторические строения, и строили новые с элементами местной традиции, и даже восстановили практически с нуля столицу Вьентьян.
Все это – уникальное национальное наследие, которое не только достойно внимания, но и профессионального изучения специалистами.
Список использованной литературы:
Всеобщая история искусств. Под общей редакцией Ю.Д. Колпинского и Е.И. Ротенберга. —М: Искусство, 1962
Диссертация Гожевой Н.А. «Буддийский канон в традиционном лаосском искусстве»
Официальный сайт UNESCO World Heritage — https://whc.unesco.org/
Советуем почитать:
- Храм Аполлона в Дидимах
- Замок Нойшванштайн. Часть 3: Интерьеры замка
- Идеальный город. Пьенца
- Замок Нойшванштайн. Часть 1: Замысел и строительство замка
- Замок Нойшванштайн. Часть 2: Внешний облик замка