Многие, возможно, удивятся, что делает обзор на фэнтезийный сериал в столь уважаемом научном журнале, как «СТИЛЬ ЭПОХИ». И правда, фильм повествует о фантастическом волшебнике Мерлине и легендарном короле Артуре, причем даже общепринятые мифы создатели сериала решили обойти и создать свой собственный мир, но с теми же героями. Мне же, как историку и искусствоведу, смотря подобные сериалы, хочется всегда проанализировать и узнать, чем же руководствовались и как выбирали те или иные вещи художники для съемок. Ведь ни для кого не секрет, что практически все фэнтези опирается на ту или иную существовавшую историческую эпоху. Художники берут оттуда общую стилистику и черты, подчас забывая об искажении каких-то деталей, которые непосвященный зритель даже не заметит, а специалист непременно увидит и запомнит. Подчас интересно наблюдать как из различных элементов, не имеющих друг с другом ничего общего, в фантазийном мире складывается общая картинка быта и мира. В этой статье я предлагаю проследить, с какими именно эпохами и странами создатели попытались «поиграть» в сериале «Мерлин». Сразу оговорюсь, что я не затрагивала костюм, потому что, увы, в нем я разбираюсь гораздо хуже всего остального.
Предлагаю начать с осмотра главного места, вокруг которого крутится действие сериала; оплота силы и мужества – замка Камелота. На самом деле, конечно, никакого сооружения с подобным названием не существует, а натурным объектом для съемок выступает французский замок Пьерфон. Кстати, «Мерлин» не первый «пользователь» подобными услугами этого места – здесь же снимали, например, знаменитого «Человека в железной маске» с Леонардо ДиКаприо и его старшими сотоварищами по цеху – Жераром Депардье, Джоном Малковичем и Джереми Айронсом. Из истории самого замка мы узнаем, что он был заложен аж в XIV веке при Людовике Орлеанском. К сожалению, простоял он недолго: уже в XVII веке Пьерфон был разрушен по приказу кардинала Ришелье из-за внутриполитических стычек с владельцем замка. Где-то в начале XIX века о замке вновь вспомнили. И неудивительно, ведь красиво ветшавшие развалины очень гармонично соответствовали романтическому настроению того времени. К 1857 году Пьерфоном заинтересовались уже современные специалисты по архитектуре, а не просто любители. Как известно, в это время происходило повальное увлечение средневековым искусством, которое внезапно из «варварского» превратилось в одно из самых благородно-религиозных. Наш замок также не обошли стороной. Восстанавливать и придавать ему «истинно исторический» облик взялся ни кто иной, как Эжен Виоле-ле-Дюк, уже прославившийся реконструкцией Парижского Нотр-Дама и Амьенского собора. Особенность его, кхм, реставраций заключалась в своеобразном подходе – он отстраивал сооружение таким, какое оно виделось в его представлении. Наш замок не избежал этой участи, поэтому утверждать о его подлинном историческом значении можно с натяжкой. Возможно, этот момент в истории Пьерфона даже сыграл на руку художникам «Мерлина», которые стремились создать именно фантазийный облик легендарной крепости. Действительно, издалека замок скорее напоминает Диснейленд, нежели настоящее фортификационное сооружение. Однако эта сказочность придает и замку, и сериальному Камелоту некий шарм. Но давайте теперь заглянем внутрь.
Замок изобилует залами, комнатами, галереями и всевозможными подсобными помещениями. Несомненно, главным и самым красивым залом является самый большой зал героев, перекрытый впечатляющим коробовым сводом. В сериале он представлен как тронный зал, где совершаются основные церемонии. Конечно, именно здесь Виоле-ле-Дюк превзошел сам себя. Он постарался приблизиться к оригинальному средневековому представлению об устройстве жилого интерьера настолько, насколько это было возможным. Стены и потолок в зале богато расписаны флоральными и геральдическими мотивами довольно яркими красками. Одна стена, освобожденная от окон, обита деревянными панелями с резными навершиями. В качестве декора был выбран популярный в средневековье (особенно в готику) орнамент «льняные складки», что вполне соответствует духу своего времени. Такая мода во Францию пришла, по-видимому, из Англии, где из-за влажного климата люди пытались как можно лучше утеплиться, оббивая деревом свои дома. Кстати, подобная мода на такие панели сохранилась на островах и по сей день, став визитной карточкой истинно английского интерьера. Получается, что и в этом плане собственная интерпретация средневековых мотивов Виоле-ле-Дюком пошла художникам сериала только в плюс: действие сериала ведь разворачивается в Британии. Собственно, именно в Зале героев французский архитектор собрал самые узнаваемые готические мотивы. Например, скульптуры, расположенные на торцевой стене зала. Судя по разнообразным изображениям гербов на щитах фигур-девушек, они олицетворяют различные области и территории захваченные, по предположению Виоле-ле-Дюка, Людовиком Орлеанским. Скульптуры созданы по всем канонам готического искусства, с удлиненными пропорциями и S-образным изгибом фигур, и хорошо бы смотрелись, на мой взгляд, на фасаде какого-нибудь храма, нежели во дворце. Кстати, самой интересной находкой автора стало решение расцветить скульптуры, и это сталь отнюдь не очередной ошибкой. Несмотря на то, что мы привыкли видеть античное и средневековое искусство мертвенно бесцветным, оно абсолютно таким не было. Скульптуры было принято раскрашивать, причем очень ярко. В общем и целом, зал выглядит достаточно основательно и реалистично, несмотря на отсутствие ковров и балдахинов, которые могли бы скрыть современный паркет.
Прогуляемся же по замку. Не знаю как ваше, но мое внимание сразу привлекают окна. Уже не узнать была ли это ошибка французского архитектора или уже дальнейшее современное поновление, но лично меня немного смутили деревянные оконные рамы. И вообще обилие огромных открывающихся окон при достаточно ощутимой толщине стен – как-никак фортификационное сооружение. К сожалению, в готику технические совершенствования не позволяли создавать окна в деревянных рамах, а в милитаристских зданиях окна скорее напоминали узкие бойницы, но их никак невозможно было открыть. Только лишь часовня замка избежала «нападения деревянных рам», правда, в ней создатели сериала использовали лишь западную часть с хорами, на которых происходили различные заговорщицкие повороты сюжета. Кстати, галереи в Пьерфоне – одни из самых красивых мест, хотя и они не обошлись без вольных нововведений Виоле-ле-Дюка. Они, да и сам замок в целом, буквально испещрены различными маленькими фигурками животных и мифологических персонажей. Включив единожды каменных горгулий на Собор Парижской Богоматери, французский архитектор уже не смог остановиться и «населил» Пьерфон всевозможной «живностью», что совершенно не соответствовало бы средневековой эстетике, зато попало в точку создателям фэнтезийного Камелота.
Еще один момент меня постоянно смущал, когда я смотрела сериал – напольные подсвечники. Создавалось впечатление, что их было всего две пары, которые попеременно меняли дислокацию для разных помещений. Ну не может быть всего двух типов канделябров во всем королевстве Камелот, причем они совершенно не различаются даже по сословным признакам – они универсальны и для тронного зала, так и для остальных помещений замка. Хотя, надо отдать должное, существует такая вероятность, что их копировали с подлинных канделябров XV-XVI веков, так как обнаруживается просто потрясающее сходство с некоторыми образцами.
Переходя непосредственно к интерьеру и мебели, которым обставлен Камелот, можно заключить, что художники ориентировались не только на средневековые образцы, но и на XV-XVI века, когда в Англии царствовала династия Тюдоров. Дело в том, что романская и готическая мебель отличается преимущественно своей тяжеловесностью и устойчивостью, тогда как в тюдоровский период в Британию начинают во множестве приглашаться европейские мастера и развитие стиля и техник начинает «идти семимильными шагами». На смену громоздким резным вещам приходят точеные и столярные. Тогда же возникает и мода на голландскую мебель, которая больше проявится в следующем XVII веке. Практически во всех основных помещениях Камелота большой длинный стол занимает главенствующее положение. И это правильно. Пожалуй, он считался чуть ли не основным предметом в богатой семье. Их было принято накрывать скатертями, богатыми тканями или коврами. В связи с этим декору подвергались только ножки, которые выполнялись чаще всего в виде балясин или колонн. Например, в комнате дяди Артура отчетливо виден такой стол с подобными ножками, который используется им как письменный. К сожалению, здесь художники потерпели оплошность, потому что в то время для подобных нужд использовали либо приставные кабинеты, либо специальные наклонные столы, которые не требовали стульев. Да и в целом приставная мебель могла быть только корпусной, такой как шкаф, сундук, скамья, поэтому прикроватный столик, на котором стоит ваза с цветами выглядела бы совершенно неуместно. В этой же комнате находятся кресла и стулья, которые по исторической достоверности немного спорят сами с собой: обитые кожей и гвоздями с большой круглой шляпкой отсылают нас к голландской моде XVI-XVII веков; с резной спинкой и точеными ножками – ближе к французскому XVIII веку, так как англичане до сих пор предпочитали стройные вытянутые готические формы; находящийся за письменным столом – скорее всего вообще чистая фантазия художников. В то же время, при таком разнообразии мебели, эта комната выглядит достаточно скромно и небогато, хотя там и стоят вездесущие подсвечники из тронного зала.
Теперь давайте переместимся в комнату к самому Артуру. Жилое помещение короля обставлено самой разнообразной мебелью, даже есть не только сундуки для хранения одежды, но и шкаф. В центре же этого роскошества стоит великолепная кровать с балдахином, ничуть не хуже знаменитой кровати из Уэра. Опустим то, что стол, находящийся здесь, почему-то выглядит проще и дешевле, чем в комнате его дядюшки. Зато у Артура есть камин, который, судя по тому, что ни разу не использовался, является фальшивым. В средневековье же камины любили строить непосредственно в стене, чтобы площадь, которую можно было обогреть, была максимально большой. Камин же служил также и признаком роскоши, которую могли себе позволить владельцы дома, поэтому чаще всего он ставился все-таки в большой гостиной для зависти гостей, а не в спальне. Вернемся же в комнату к Артуру. Первое и, пожалуй, единственное, что по-настоящему вносит большой диссонанс в убранство его спальни, так это ткани с рисунком Уильяма Морриса. Я не скрою, что Артур проявил удивительный вкус, выбрав именно этот орнамент, но художники в этот раз сильно подкачали, хотя, я не отрицаю, что, возможно, у них заиграли патриотические чувства.
Раз уж мы затронули тему таких вопиющих временных несоответствий, то позволю себе коснуться и территориальных промахов. Речь идет об иконах. Да-да, вы не ослышались, если приглядеться, то весь Камелот буквально увешан иконами. Причем самое интересное это то, что в сериале ни словом не упоминается ни о какой религии вообще, не считая магии. Поистине это удивительно, и чем руководствовались художники, остается только гадать. Я же, в свою очередь, заканчиваю на этом интересном месте, но призываю вас, пересматривая «Мерлина» еще раз, обращать внимание не только на борьбу магов и рыцарей, но на то, «в каком котле варится вся эта каша».
Советуем почитать:
- Идеальный город. Пьенца
- Идеальный город: Феррара
- Характеристика основных английских витражных мастерских XIX века. Часть 1
- Замок Нойшванштайн. Часть 1: Замысел и строительство замка
- К вопросу об особенностях развития искусства в Лаосе
редко встречаются столь взвешенные статьи по истории интерьера, а по этой теме читаю много, сам интересуюсь. Читал с удовольствием, спасибо!
Спасибо большое! Будем стараться не разочаровываться и впредь 🙂