Храм в Дидимах является одним из крупнейших памятников в истории мировой архитектуры. К сожалению, сейчас он незаслуженно забыт. В свое время сюда стекались тысячи паломников для того, чтобы испросить совета у оракула, находившегося в храме. Сам храм находился в Восточной Греции, которая до IV века до н.э. располагалась на одном из побережий Малой Азии, то есть полуострове Анатолия. Эту территорию в разное время завоевывали различные народы: от хеттов вплоть до турок. Соответственно, здесь сложилась своеобразная культура: в ней можно увидеть элементы вавилонских городов, египетских храмов, критских дворцов.
На сегодняшний день храм в Дидимах представляет собой руины, расположенные в бывшей греческой деревушке на западном побережье Турции. Вокруг него лежит множество мраморных обломков. По результатам раскопок стало ясно, что в разное время было возведено два храма, причем поздний сооружался из уцелевших частей раннего. На это указывают найденные в основании эллинистического храма детали архаической скульптуры.
Конечно, храм Аполлона в Дидимах не мог стоять отдельно и быть изолированным от города. Судя по древним руинам, на этой территории располагался целый комплекс построек. Судить об архаических сооружениях нельзя из-за отсутствия сведений, но можно с наибольшей вероятностью утверждать, что при перестройке храма в эпоху эллинизма все вспомогательные постройки либо сохранили, либо заново отстроили на те же местах, где они и стояли.
В плане архаический храм представляет собой типичный ионический мраморный диптер с 8 колоннами по короткой стороне и 21 по длинной. От этого не отступают архитекторы последующего эллинистического храма, только теперь колонн на западном и восточном фасадах становится на две больше. Именно в это время храм приобретает классическую форму и пропорциональность 10×21 колонну, что соответствует общепринятой формуле:
n×2n+1,
где n – количество колонн на торцевом фасаде.
Пронаос (проходной зал) раннего храма, как и у всех архаических, очень глубокий. Он разделен на три нефа двумя рядами колонн, также ионического ордера, но меньших по размеру и толщине. Всего их было восемь. Стоит отметить, что на главном восточном фасаде колонны были одинакового размера с равными интерколумниями. На западном фасаде колонны толще и мощнее, и, соответственно, интерколумний меньше. Если сравнивать пронаос архаического храма с эллинистическим, то выяснится, что он стал гораздо шире и менее глубоким. Появляется «лес» колонн, которые разделяют пронаос на пять нефов. В каждом из четырех рядов находилось по три колонны. Все колонны, в отличие от раннего храма, были одинакового размера. Если смотреть на главный фасад прямо, то будет создаваться впечатление трех рядов колонн, стоящих спереди. На самом деле этот эффект достигается наличием на углах стен пронаоса пилястр. За пронаосом находился зал оракула. Он появился только в эллинистический период. Если в архаическом храме посетитель храма мог, пройдя пронаос, попасть в целлу храма, то в новом храме он допускался только в пронаос, откуда оракул через большое окно изрекала пророчества. Вход в зал оракула можно было осуществить двумя способами. Первый и основной: пройдя прямо через пронаос в большие центральные двери; и второй – через два дополнительных прохода, расположенных по бокам от главного входа. Эти два незаметных прохода были закрыты дверями, которые выходили на лестницы, расположенные симметрично от зала оракула. К нему, в свою очередь, можно было попасть с лестниц, которые вели не на чердак, а наоборот – в подвал. С помощью них можно было попасть в целлу храма, воспользовавшись туннелем. Внутри он выложен гладко отполированным поросом. В этих туннелях применялся ложный свод.
Зал оракула представлял собой прямоугольное помещение, в котором находилось две колонны. Предположительно, они были коринфского ордера, хотя капители не сохранились. В зале оракула сидела жрица и объявляла волю Аполлона. Из зала оракула в целлу храма вели три небольших двери, промежутки между которыми заполняли ионические полуколонны, стоявшие на небольшом пьедестале. Уровень пола целлы был на несколько метров ниже, поэтому к нему вела широкая лестница с низкими ступенями. По краям от нее были две такие же выступающие части, как и при входе в храм. Только в этом случае понятно их назначение. Они скрывали те самые проходы, которые вели от лестницы к целле. Сама целла, по-видимому, ничем не была вымощена, как в раннем, так и в позднем храмах. Это видно из следующего: отсутствия следов каменных плит и наличием священной рощи, посвященной Аполлону.
Что касается адитона (священного помещения) храма, то он также претерпел ряд изменений. В раннем храме он представлял собой небольшой ионический «храм в антах», который делился на пронаос и наос и был так же, как и храм, вытянут по оси. В позднем храме адитон расширился и стал простилем, в котором так же был пронаос и наос. В центре него находилась бронзовая скульптура Аполлона, выполненная скульптором Канахом. Опистодома (задней части храма) в обоих храмах не было, так как они были оракульными.
Для того, чтобы выяснить, какое значение имел выбор такого типа храма для анализируемого памятника, надо обозначить общие черты гиперфрального храма. Обычно так называется культовая постройка, которая имеет открытую целлу или ее часть. Вот, что пишет Витрувий о гиперфральных храмах: «примеры такого устройства редки; в Риме их совсем нет; в Афинах же существует один такой храм – октостильный храм Зевса Олимпийского». Замечу, что он пишет о постройках своего времени. Такие храмы были характерны для Восточной Греции периода архаики. Это объяснялось тесной связью ионийских городов с Месопотамией и Египтом. Наследие египетской архитектуры проявляется в чередовании открытых светлых и закрытых темных помещений. В архаическом храме роль гипостильного (колонного) зала играет пронаос, а простильного двора – целла. «Святой святых» египетского храма является адитон, куда доступ для простого народа был закрыт. В эллинистическом храме этот порядок усложняется, но смысл остается прежним: пронаос и еще более темный зал для оракула – гипостильный зал, а целла храма, соответственно, играет роль перистильного двора. Это не единственный случай, где прослеживаются очевидные влияния Востока.
Открытая целла храма в Дидимах (как раннего, так и позднего) объясняется очень просто. В то время архитекторы не знали, каким образом можно было перекрыть такое большое пространство. Пролет в храме составлял около 30м. Гиперфральность храма также объясняется и религиозным смыслом. Святилище посвящено Аполлону – покровителю искусств и науки, предсказателю будущего. Не случайно и то, что этот храм был оракульным. Помимо этого Аполлон олицетворял собой доброе божество, покровителя солнечного света. В данной местности он почитался как Аполлон Филесий. Вполне возможно, что древние греки верили в то, что Аполлон мог проникнуть в храм в виде золотого дождя или солнечного луча. Также храм был построен вокруг священной рощи, соответственно, эти деревья нельзя было срубать, а для того чтобы они могли расти в целле храма, необходимо было солнце.
Храм в Дидимах перестраивался несколько столетий, но так и не был завершен до конца. Не помогло даже «вмешательство» Аполлона через пифию – дельфийский оракул. Сейчас храм в Дидимах представляет собой пользующуюся спросом у туристов достопримечательность.
Библиография:1. Витрувий. Десять книг об архитектуре. Пер с лат. Ф.А.Петровского. М., 1936
2. Кобылина М. М. Милет. – М.: Наука, 1965.
3. Кох В. Энциклопедия архитектурных стилей. – М.: БММ, 2008.
4. Полевой В. М. Искусство Греции. – М.: Советский художник, 1984.
Советуем почитать:
- Идеальный город: Германиа
- Замковый романтизм XIX века в Германии
- Типология композиций английских витражей XIX века
- Характеристика основных английских витражных мастерских XIX века. Часть 2
- Замок Нойшванштайн. Часть 1: Замысел и строительство замка