Впервые полноценные витражи на Британских островах возникают в VII веке, куда искусство их изготовления привнесли римские завоеватели еще в I веке нашей эры. С появлением готической каркасной системы, которая позволила перенести нагрузку на столбы и аркбутаны и облегчить стену, витражи стали занимать куда более значимое место в средневековом храме. В эпоху Возрождения витражи стали использовать не только в культовых, но и в светских постройках, изображая, помимо библейских, и бытовые сюжеты. Все чаще и чаще витражи изготовлялись не классическим способом, то есть путем сложения разных цветных кусочков стекла в общую композицию, а художники просто расписывали высветленное стекло специальными красками. Подобное отношение к витражам сохранялось вплоть до XIX века. До этого времени в моде было расписывать стекло наподобие картин, причем образцами для таких росписей служили шедевры Рейнолдса, Рафаэля и Гвидо Рени.
В XIX веке же начался настоящий подъем именно классического искусства витража, когда на его основе стали делать геральдические композиции. Первым, кто стал использовать этот мотив у себя в творчестве, стал Томас Уиллмент (1786–1871 гг.), которого потомки прозвали «отцом английского витража». Пожалуй, Томас Уиллмент стал главным и самым значимым художником-витражистом XIX века, и этот факт не будет преувеличением: ведь если бы не он, говорить о возрождении искусства витража сейчас бы не пришлось. Следует пояснить, что речь идет именно о классическом паяном типе витража, в котором изображение собиралось из разных стекол по принципу мозаики, а эмалевая краска использовалась лишь для того, чтобы оттенить или подчеркнуть мелкие детали рисунка в композиции. Тогда как многие большинство современников Уиллмента по-прежнему расценивали витраж, как проекцию картины на стекле. Говоря другими словами, художнику удалось возродить аутентичный средневековый метод создания витража, ранее забытый на несколько веков. Как образец этого метода он взял западные окна Йоркского собора, выполненные мастером еще в XV веке.
Свои первые произведения Уиллмент начал создавать в 1811 году. Будучи выдающимся геральдистом и любителем истории, он применял свои знания и на профессиональном поприще. В его витражах использованы, в основном, мотивы гербов, вензелей и цветов. Эти орнаменты занимают большую часть его творчества, так как фигурам людей художник не уделял почти никакого внимания. Зато подобные орнаментальные витражи изготовлены с такой тщательностью и искусностью, что его мастерству мог позавидовать любой средневековый витражист. Навыки Уиллмента были оценены по достоинству, и он стал, сначала «придворным геральдистом короля Георга IV», а позже и «придворным художником-витражистом королевы Виктории». Также он оставил после себе вместительную опись своих работ до 1840 года. Эта информация послужила важнейшим документом и источником для дальнейшего изучения и производства витражей.
Благодаря сильному влиянию Томаса Уиллмента на последующее поколение художников, его идеи и технология распространились повсеместно по всей территории Великобритании. Он обрел большое количество учеников, продолживших его начинания. Одним из самых перспективных и успешных стал Уильям Уоррингтон (1796-1869). В молодости он работал вместе с отцом в качестве художника гербов, параллельно занимаясь в мастерской Уиллмента. Но уже в 1832 году он открыл собственное предприятие, выпускавшее витражи. Его навыки как художника и геральдиста сослужили ему хорошую службу в проектировке дизайна для витражей, который способствовал росту моды на неоготику. В отличие от производства Уиллмента, витражи Уоррингтона уже имеют четко обозначенный стиль и особенности. Соединение собственного художественного таланта и опыта его учителя позволило художнику создать витражи, сильно напоминающие образцы XIII-XIV вв. Самыми выдающимися работами мастера можно считать витражи для кафедрального собора в Или и церкви св. Петра в Бартоне (Северный Линкольншир).
Поначалу Уоррингтон также занимался производством только геральдических и орнаментальных витражей, которые напоминали средневековые оригиналы, хотя художник уже пытался выбраться из этих рамок и увеличить площадь отдельных цветных стеклышек, чтобы пропускалось как можно больше света. В дальнейшем он уже брался за разработку дизайна и на религиозную тематику с большим включением человеческих фигур. По сравнению с теми же готическими образцами, витражи Уоррингтона выглядят более легковесными и изящными, за счет довольно простой стилизации и большему вниманию к живописным деталям.
Дальнейшее развитие искусства витража продолжилось в творчестве Джона Хардмэна Пауэлла (1827-1891гг.). Он был племянником Джона Хардмэна-младшего (1812–1867гг.), владевшего фамильным производством металлоконструкций для церковного строительства и, кроме того, водившего дружбу с О.У. Пьюджином. Именно при настоянии этого архитектора фирма «Хардмэн энд ко» (1838-2008гг.) начала заниматься и изготовлением витражей. Он же поначалу поставлял Хардмэну первые проекты и заказы на витражную продукцию. В конце концов, при содействии Пьюджина фирма заняла лидирующее положение среди производителей витражей.
Пауэлл был глубоко религиозным человеком, уважающим и знающим историю и искусство своей страны, что нашло отражение в его работах. Пожалуй, с этого момента можно смело говорить о новаторстве в искусстве витражей. Теперь их производство не заключено в рамки повторения и подражания средневековым образцам, скорее Пауэлл воплощает свое творческое видение и талант через призму готического искусства. Его манера рисунка стала более свободна и легка, композиция больше не сковывает фигуры, цвета стали более насыщенными и яркими. Все более и более в характере рисунка проявляются живописные находки, которые обусловлены благодаря расширению площади кусочков стекла. Вместе с тем, изображение все также строится по средневековым канонам символики образов и сюжетов.
Немного особняком стоит фигура витражиста середины XIX века Уильяма Уэйлса (1808-1881гг.). Хотя как и все передовые фирмы того времени, он также был связан с Пьюджином, для которого в течении трех лет производил окна. Начинал Уэйлс, как поставщик бакалеи и чая на британский рынок, что не помешало ему в то же время установить на заднем дворе своего дома небольшую печку для отжига стекла. В конце концов, это производство его так увлекло, что он отправился в Германию для обучения на художника-витражиста. Конечно, этот факт нашел отражение в его последующих работах. По сравнению с витражами Уиллмента и Уоррингтона, фигуры на его витражах довольно скупы в движениях и имеют скованные позы. В противовес им лица, которые всегда расписывались красками, имеют свободное живописное решение. Но все же главной отличительной особенностью витражей Уэйлса, в дальнейшем повлиявшее на развитие этого искусства, стало их цветовое решение. Художник начал использовать не только традиционные красные, синие, зеленые и желтые стекла, но также и включать в композицию прозрачные и белые матовые стекла. Вместе с этим он разработал особенные пурпурные и розовые стекла, которые он любил добавлять в свои орнаментальные композиции.
Наравне с этими техническими открытиями стоит выделить и интересное предпринимательское нововведение, которое затронуло алгоритм изготовления витражей у возникших впоследствии фирм. По причине того, что сам Уэйлс не был профессиональным художником (хотя и был проектировщиком многих витражей), он активно искал для найма на свое производство свободных мастеров и декораторов. Таковые быстро нашлись. Тем самым, основывая новый метод разработки и выпуска витражей, фирма Уэйлса заложила основы для группового ведения предприятия, в котором каждый участник отвечал только за свои четко обозначенные функции.
1. Рескин Д. Лекции об искусстве. – М.: Б.С.Г.-ПРЕСС, 20112. Procter, Ida. Masters of British 19th century Art. – London: Dobson, 1961
3. Sewter, A. Charles. The Stained Glass of William Morris and his circle. – London: Paul Mellon Centre BA, 1974
4. Ruguin, Virginia Chieffo. The History of Stained Glass. – London: Thames and Hudson, 2003
Продолжение статьи: «Характеристика основных английских витражных мастерских XIX века. Часть 2»
Советуем почитать:
- Идеальный город. Мечты об идеальном городе
- Идеальный город. Пьенца
- Замок Нойшванштайн. Часть 3: Интерьеры замка
- Особенности кхмерских храмов IX-XII веков
- Типология композиций английских витражей XIX века