Комментариев нет

Антонелло да Мессина. Шедевры из музеев Сицилии

Рубрика : Кватроченто

В честь взаимного года Италии в России с 10 сентября по 20 ноября в выставочных залах Третьяковской галереи проходит выставка работ итальянского живописца Антонелло да Мессина. Имя этого художника не известно широкому кругу зрителей; зачастую о нем впервые слышат и люди, связанные с искусством. Для итальянцев же он является одним из родоначальников той объемно-пространственной живописи, которую мы привыкли связывать с эпохой Возрождения. Более того, он первым стал писать картины маслом, тогда как до него писали в основном темперой. Еще одним нововведением, которое можно приписать Антонелло да Мессина, стал особенный взгляд на портретную живопись. С легкой руки художника, этому жанру начали уделять больше внимания, портрет стал отображать не только внешнее сходство, но и внутреннее состояние модели, то есть он стал психологическим.

К сожалению, как раз портреты, характеризующие стиль и манеру мастера, на московской выставке не экспонируются. На ней представлены ранние работы. К слову, немного об истории организации этой самой выставки. Она была должна открыться еще весной и идти параллельно с экспозицией, посвященной Андрею Рублеву. Также на ней было заявлено семь живописных полотен из сицилийских музеев. В итоге мы видим, что открытие произошло только осенью и количество работ  также разнится.

Представленных работ Антонелло да Мессина в Третьяковке находится всего четыре, и то три из них относятся к одному алтарю и раньше составляли его завершение. Это изображения святых отцов церкви Августина, Иеронима и Григория Великого. Так что, грубо говоря, цельных произведений всего  два. Второе представляет из себя двухстороннюю «таблетку» с изображением на одной стороне Мадонны с младенцем и монахом-францисканцем и на обратной «Ecce Homo». Такие миниатюрные картины были широко распространены и изготавливались для частного использования заказчиком.

Выставка занимает небольшую площадь из трех залов и находится в основном здании Третьяковской галереи. Интерьер был полностью сделан и собран итальянской стороной, поэтому и атмосфера в этих помещениях царит особенная. В первом зале представлены репродукции работ художника, а также описания выставки и биография художника. Во втором расположились подлинные работы мастера. Каждая из них занимает специальную витрину, созданную только для нее. Хочется особенно отметить постамент для алтарных образов, напоминающий архитектурную композицию. Произведения в нем напоминают хрупкие ювелирные украшения. Обычная проблема всех экспозиций заключается в том, что часто из-за бликов за стеклом не видно самих работ. На выставке Диор организаторы вышли из положения тем, что заменили стекло на сетку. Здесь же избежать бликов удалось за счет грамотного освещения. В третьем зале находятся скамейки для удобного просмотра фильма про Антонелло да Мессину, который показывают на большом экране. В нем мелькают изображения выставленных работ в предыдущем зале, а также те работы, довезти которые из Сицилии в Москву не удалось.  Вся задумка и композиция выставки напоминает некий храм: первый зал — притвор, второй — основная часть храма, третий — алтарь. Неяркое освещение способствует такому восприятию.

Людей на выставке совсем не много. В основном это те, кто пришел на основную экспозицию и заодно посетил и выставку.  Интереса к ней почти нет, так как имя живописца практически никому не известно, да и идти из-за двух работ мало кому хочется. Организаторы немного просчитались с этим, когда в ответ послали в Италию лучшие произведения русских авангардистов.




coded by nessus

Оставить комментарий или два