2 комментария

«Мадонна с куропатками»

Рубрика : Кватроченто

"Мадонна с куропатками" (деталь)

"Мадонна с куропатками" (деталь)

«Мадонна с куропатками», принадлежащая музею Кастельвеккьо в Вероне, является на данный момент самой ранней картиной, которую однозначно относят к кисти художника Пизанелло. Правда, существуют и другие картины, датированные гораздо более ранним сроком, но, к сожалению, проблема авторства у них еще точно не разрешена. К моменту написания картины художник был уже достаточно известным. За его плечами остались роспись в дворце Дожей вместе с Джентиле да Фабриано. Не за горами маячил и крупный заказ на оформление надгробия Бренцони. Так как до нас практически не дошли монументальные работы мастера, поэтому «Мадонну с куропатками» можно считать этапным станковым произведением Пизанелло.

Культ прекрасной дамы возник в готику в эпоху рыцарства. Именно тогда начинают писать куртуазные романы и странствовать трубадуры. Зародилась эта традиция на основе особого почитания Мадонны. Ее называли «королевой небес», слагали стихи, венчали короной и писали в дорогих одеждах.

Представленная картина полностью воплощает слияние старых средневековых и молодых приемов Ренессанса, которые были характерны творчеству художника. Конечно, основной признак, который позволяет нам отнести эту работу к эпохе готики, это лиричный образ Мадонны. Она слово сошла со страниц куртуазного романа в своих длиннополых одеждах и с распущенными волосами. И это не случайно, ведь образ Мадонны в западной традиции всегда был связан с идеалом прекрасной дамы. Укрупнение рук, чтобы подчеркнуть значимость сюжета, также можно относить к средневековой традиции. Мадонна одета в абстрактные одежды, скорее напоминающие по своей форме готические, нежели современные художнику. Несомненно, привлекает внимание и золотистый фон, характерный иконописным и мозаичным образам Византии. Он полностью заполнен мелким растительным орнаментом, имитирующим чеканку. В свою очередь, корона и нимбы над головами младенца и Мадонны выполнены в низком рельефе. В специальные углубления в короне вставлялись драгоценные камни, большинство которых утеряно. В то же время в этом фоне проявляется и двоякость составляющих стилей: художникомв композицию введен пейзаж. Обращение к природе и окружающему миру является непременной чертой практически всех художников Возрождения. Мадонна помещена в некий дикий сказочный сад с цветущими розовыми кустарниками и поющими птицами. В связи с этим выявляется и некая символическая составляющая картины. Розы обычно связывают с образом Мадонны, но в конкретном случае этот знак скорее относится к Христу в качестве символа мученичества. В конце средневековья и в эпоху раннего Возрождения были распространены подобные композиции: Мадонна с Христом сидят в окружении розовых кустов, которые ограничивают их пространство. Сказочные птицы представляют собой вполне определенных щеглов. Это атрибут Христа. В католической традиции даже существовала легенда, связывающая эти образы. Говорили, что щегол приобрел свое красное пятнышко в тот момент, когда сел на голову Христу, когда его вели на Голгофу. Тогда птица извлекла терновую колючку из его брови, а капля крови случайно попала на оперение щегла. Получается, что символы розы и щегла намекают в картине на будущие страдания Христа ради искупления грехов человечества. Среди определенных признаков, относящихся уже к эпохе Возрождения, следует отнести определенную эмоциональность образов. Мадонна со всей нежностью прижимает к своей груди младенца, в то время как он смотрит по направлению ее взгляда и пытается встать на ноги, опираясь на нее. Их взгляды обращены в одну сторону, чем создают некое движение, благодаря которому мы замечаем куропатку. Им вторит и меховая окантовка плаща Мадонны, а также полупрозрачные складки невесомой накидки, надетой на Христа. Фигуры решены в пластическо-объемной манере, особенно это проявляется в складках парящих ангелов, венчающих Мадонну. Нельзя не обратить внимание на то, что ангелы одеты в цвета Девы Марии: левый – в красном платье и белой накидке, обратная сторона которой окрашена в синий цвет, а правый – одетый соответственно наоборот. На картине царит симметрия, уравновешенность и статичность. Фигуры Мадонны и Христа образуют треугольник, вокруг которого остальные элементы расположены попарно. Даже выглядывающая часть подушки с левой стороны соответствует изображению куропатки с правой. За счет введения пейзажа и золотистого иррационального фона создается некий контраст между светлым и темным, то есть розовый куст и поляна относятся к бренной земле, в то время как поле, в котором парят ангелы, символизируют райские небеса.

«Мадонна с куропатками» представляет собой типичный сюжет, который был популярен у художников Раннего Возрождения. Главная его особенность заключается в том, что Мадонна сидит на земле, иногда на подушке и держит на коленях младенца Христа. Такой образ был назван «Мадонна Смирение». Совершенно другое дело, что Пизанелло представляет Мадонну, как готическую «прекрасную даму». Благодаря этому в данном изображении отчетливо виден стиль художника, сочетающий в себе ренессансные и средневековые идеалы.

Пизанелло - "Мадонна с куропатками", 1420Крумловская мадонна, 1400

Использованная литература:
1. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве, 2004




coded by nessus

Комментарии: 2 комментария

Спасибо за столь информативный ресурс! Случайно наткнулась и была приятно удивлена)))
А будете ли вы что-то писать об искусстве Франции?

@ София: Несомненно, Франция появится на наших «страницах», однако, к сожалению, мы не можем обещать очерки о французском искусстве в ближайшее время.

Оставить комментарий или два