Режиссер — Нил Джордан и др.; сценарий – Нил Джордан; в ролях — Джереми Айронс, Франсуа Арно, Холли Грэйнджер, Джоан Вэлли, Лотте Вербик, Дэвид Оакс, Шон Харрис, Колм Феоре; 9 серий, 55 мин; Канада-Ирландия-Венгрия, 2011
Эпоха Возрождения в наше время, скажем прямо, далеко непопулярна. Редкий кинодел готов перенести действие своего фильма в полную страстей и гениев ренессансную Италию. Однако теперь любители позднего средневековья могут ликовать – американский канал Showtime представил в этом году многосерийную историю об одних из самых скандальных персонажей в истории Италии и папства в частности – семье Борджиа. Эту фамилию мы знаем в первую очередь благодаря грандиозным интригам папы Александра VI (или Родриго Борджиа в миру) и дошедшим до нас историям о небывалом до этого момента распутства при папском дворе. Классическая точка зрения рисует Борджиа некими монстрами, предающимися разврату и убийствам. Создатели сериала выбрали другой путь и показали семью Борджиа как обычных людей со своими желаниями, достоинствами и недостатками, а также попытались максимально ярко и красочно изобразить нравы находящегося в зените славы итальянского Ренессанса.
Сериал стартует с момента избрания Родриго Борджиа (Джереми Айронс) новым папой римским. Отныне его задачей становится сохранение папского престола за собой, и решает он ее с помощью интриг, подкупов и своих детей – Чезаре (Франсуа Арно), Хуана (Дэвид Оакс), Лукреции (Холлидей Грейнджер) и Джоффре (Эйдан Александр). Тем временем кардинал Джуллиано дела Ровере (Колм Фиори) путешествует по Италии в поисках союза против нового папы и провоцирует вторжение французской армии в Италию. Несмотря на подобную фабулу, предполагающую море коварных замыслов и интриг, историческая составляющая упрощается в пользу частной жизни и личных драм персонажей. Главные герои, семейство Борджиа, и их проблемы и характеры выставлены создателями сериала на первый план, из-за чего вторжение Карла VIII в Италию становится фоном для семейных драм и любовных приключений папского двора.
На роль центральной фигуры сюжета, Александра IV, была приглашена звезда мировой величины – Джереми Айронс. Однако подобная трактовка образа довольно сильно отличается от реального исторического лица – папа Борджиа был высок ростом, тучен и, согласно свидетельствам, обладал невероятным обаянием и страстью к жизни. Айронсу, впрочем, нельзя отказать в обаянии и росте, однако за ним прочно закрепилось амплуа интеллигентного страдальца, а не амбициозного властолюбца, каким являлся папа. Благодаря этому Айронс как нельзя убедителен в сцене коронации, невероятно точно передавая безмолвное потрясение и шок от сбывшейся мечты, но в остальном всецело проигрывает более молодому актеру – Франсуа Арно, который полностью вжился в роль страстного и жаждущего деятельности внебрачного сына Александра Чезаре. Именно старший отпрыск Родриго Борджиа получился, пожалуй, самым убедительным и ярким из главных персонажей сериала. Молодой, дерзкий, мечущийся в сомнениях, готовый на самые беспринципные поступки, Чезаре сразу завоевывает симпатию зрителя. Однако поспорить с ним за зрительское внимание пытается Холлидей Грейнджер, изображающая 14-летнюю дочь папы. Образ наивной игривой девчушки, которая вынуждена быстро взрослеть в жестоком мире политики, передан ею с удивительной точностью. Остальные герои не настолько объемны, как вышеупомянутые, но и не становятся фоном и статистами на фоне них, и запоминаются яркими чертами характеров. Также особенно стоит отметить внешность и типажи подобранных актеров – лица персонажей как будто бы сошли с портретов Джованни Беллини и Рафаэля, а женщины блистают природной, а не лощеной «голливудской» красотой.
Но не только актеры составляют основную картину. Художникам и декораторам необходимо было показать в сериале всю роскошь и богатство процветающего папства. Благодаря этому картинка теплого, очень «итальянского» колорита не стесняется демонстрировать величественные интерьеры и панорамные кадры с сотнями статистов, что редко встречается в сериалах из-за ограниченного бюджета. Интересно наблюдать за воссозданной рутинной жизнью папского двора – создатели с удовольствием показывают сцены пиршеств, коронаций и свадеб, папских аудиенций, охоты и домашних забав. Декорации, реквизит и костюмы заслуживают особых похвал благодаря своей аутентичности и богатству на детали. Огромное количество костюмов никак не отражается на их качестве – многие одеяния появляются буквально на один кадр (как, например, охотничьи костюмы папы и Чезаре), но все они выполнены на высшем уровне. Скептический зритель, конечно, может недовольно отметить, что уж больно все ухожено, выглажено и постирано для Средневековья, и каждое надетое платье предназначается для королевского бала, но никак не для повседневного ношения. Однако несомненно, что подобное буйство красок и детализация намного приятнее для глаза и полезнее для наблюдения, чем очередной «серый» средневековый реализм в скупых грязных декорациях.
Таким образом, Showtimes представили публике великолепное зрелище, совершенное относительно визуальной составляющей, но легкое и даже простоватое касательно сюжета и истории.
Советуем почитать:
- Идеальный город. Пьенца
- Центры итальянской майолики: Фаэнца
- Английский стиль в эпоху Тюдоров
- Рецензия на спектакль "Двенадцатая ночь"
- Творческий путь Пизанелло