В XVI веке Англия переживала свой расцвет. Именно в это время она наконец заявила о себе своим континентальным соседям. Таким подъемом страна должна была быть обязана в первую очередь своим монархам, правившим в это время. А это были не кто иные, как Тюдоры, которые сумели обогатить и укрепить Англию всего за сто с небольшим лет. Они проводили по тем временам беспрецедентную политику огораживания и реформации англиканской церкви, которые помогли государству определить собственную независимость и сколотить первоначальный капитал. В последнем вопросе также помогло основание бесчисленных колоний и пиратские набеги на торговые суда других стран. При таком подъеме во всех сферах производственных и экономических отраслей Англия должна была иметь и свою собственную высокоразвитую культуру. Хотя, на этом поприще, не обошлось без влияний стран с уже сформировавшейся культурой и стилем.
В первую очередь, обновление затронуло бытовые стороны национальной жизни. Конечно, это были архитектура и интерьер. Строительство замков и монастырей уходит в прошлое, и на смену им приходит светская архитектура. Как правило, это небольшие загородные двухэтажные дома с собственной территорией сада или леса. Помимо главного зала теперь выделяется холл, в котором строители устанавливают окна. Наличие больших стекол указывало на состоятельность владельца дома. Камин отныне имеет очень большое значение, поэтому его всячески старались выделить и украсить. Внутреннее пространство обшивалось деревянными панелями из местных пород дуба. Самым популярным мотивом стал так называемый льняной орнамент, выполненный в виде складок тяжелой ткани. По-видимому, это можно отнести к некоему пережитку готики. Хотя, столь любимые ковры и гобелены, которые аристократы вешали на стены, никуда не ушли и остались в интерьере дома. Кстати, деревом теперь могли обиваться не только стены, но и полы, а иногда и потолки.
Проследить элементы ренессансного стиля можно уже в эпоху правления Генриха VII на примере часовни Генриха VII в Вестминстерском аббатстве. Можно с уверенностью говорить, что интерьер принадлежит еще готике, но в то же время, в орнаментах уже видны классические мотивы, которые станут характерными для эпохи Ренессанса.
Когда на престол взошла Елизавета I, вкусы аристократии претерпели некоторые изменения. Усадьбы стали больше и выше; за счет больших окон в интерьер теперь попадало больше света; благодаря появлению крытой галереи, стало возможным выходить в сад. Неслучайно, что именно в это время начали распространяться так называемые английские пейзажные парки с их свободной планировкой. Однако в архитектуре появляется все больше классических элементов. Главный зал перестал быть жилым. Он скорее походил на прихожую, в которой были представлены наиболее интересные экземпляры из коллекции хозяев, то есть он стал неким подобием выставочного зала. Стены все также обшиваются деревянными панелями, но теперь, в угоду классическим традициям, в интерьере стал использоваться мрамор. Им отделывались любимые камины и пол, который выкладывали черно-белыми квадратами наподобие шахмат. Популярность приобрели белые декоративные гипсовые потолки, которые берут начало из готической архитектуры, с ее крестовыми и веерными сводами и обилием нервюр. Из центра нередко свешивались небольшие «сталактиты».
Таким образом, можно проследить последовательное развитие национального английского интерьера, а вместе с ним и стиля, который характеризует Англию уже на протяжении нескольких столетий.
1. Кес Д. Стили мебели. – М.: Издательство В.Шевчук, 2008 2. Соболев Н.Н. Стили в мебели. – М.: Сварог и К, 1998 3. Andrews J. Antique Furniture. – Woodbridge: Antique Collecters’ Club, 1997
Советуем почитать:
- Особенности зодчества Владимиро-Суздальского княжества
- Характеристика основных английских витражных мастерских XIX века. Часть 1
- Английский стиль в эпоху Тюдоров
- Замок Нойшванштайн. Часть 2: Внешний облик замка
- Типология композиций английских витражей XIX века