Комментариев нет

Пизанелло

Рубрика : Кватроченто

До сих пор доподлинно не известно, в каком городе родился будущий прославленный живописец Пизанелло. Скорее всего, как считают многие ученые, он родился в Пизе, но проблема в том, что в архиве этого города не сохранилось никаких записей о нем и всю свою жизнь он провел в других городах, по преимуществу в Вероне. Но обо всем по порядку.

Джентиле да Фабриано был одним из самых прославленных живописцев-уроженцев Умбрии. К сожалению, до нас дошли лишь единичные работы, но и они до сих пор вызывают восхищение. Художник работал в стиле интернациональной готике. Для такой живописи характерна повышенная декоративность, утонченность деталей и возвышенная элегантность. Скорее всего, именно от него Пизанелло перенял свою характерную манеру.

Первое упоминание об Антонио ди Пуччо да Черетто (а именно это настоящее имя Пизанелло) относится к 1395 году, когда в ноябре скончался его отец. Он оставил завещание, по которому все имущество передал своему маленькому сыну. Антонио тогда было не больше двух-трех лет от роду. Таким образом можно считать, что будущий художник родился в 1392-93 годах. Его отец был суконщиком, поэтому семья была достаточно обеспеченной. После его смерти мать Антонио решила вернуться к себе на родину в Верону. Там она снова вышла замуж, но детей, по-видимому, у нее больше не было. Вероятно, у маленького мальчика рано проявился талант к рисованию, потому что его отдали в мастерскую к художнику Стефано да Верона. Именно там он получил свое прозвище, которое переводится с итальянского языка как «маленький пизанец». Этот факт также косвенно указывает на родину художника.  Несколькими годами позднее Антонио познакомился со своим будущим наставником, который впоследствии стал его другом. Это был Джентиле да Фабриано. Разница в возрасте (около 30 лет) не помешала им сдружиться. Историкам до сих пор неизвестно при каких обстоятельствах и где познакомились художники. Ясно одно, теперь они путешествуют по стране вдвоем, выполняя различные заказы.

Первой известной крупной совместной работой стали росписи Зала Большого совета во Дворце Дожей в Венеции. Печально, но через полтора столетия случился большой пожар и фрески этого Зала погибли в огне. Еще одной совместной работой значится отделка интерьера базилики св. Иоанна Латеранского в Риме. Во время работы над этой церковью внезапно скончался Джентиле, и молодому Антонио пришлось завершать фрески в одиночестве. Росписи остались только лишь в карандашных набросках самого Пизанелло. В завещании, оставленном учителем, значилось, что все свое имущество, а также мастерскую, он оставлял своему другу и ученику. Незадолго до этого Антонио был вызван ко двору Джанфранческо Гонзага в Мантую, где стал служить молодому наследнику Лодовико Гонзага. Этот род стал покровительствовать художнику вплоть до 1440х годов. Судя по всему, Антонио уже приобрел некую известность, потому что ему начинают поступать частные заказы. Например, он расписал залы в замке Висконти в Павии для миланского графа Филиппо Мариа Висконти, а также выполнил первую сохранившуюся до наших дней работу – декорацию надгробия Бренцони в веронской церкви Сан-Фремо.

Доказательством, что Пизанелло был очень востребованным художником, является интересный факт. Ввиду того, что художник был завален заказами, он не смог даже побывать на свадьбе у собственной дочери. Вместо себя он послал своего шурина еще за полтора года до этого события. Еще одна версия говорит о том, что Пизанелло не смог приехать на свадьбу из-за его изгнания с венецианских владений. Ведь его дочь жила в Вероне.

В 1439 году разгорается война между  бывшими союзниками Миланской и Венецианской республиками, в ходе которой покровитель Антонио Джанфранческо Гонзага присоединился к Филиппо Мариа Висконти, надеясь отвоевать у Венеции город Верону. Конечно, это затронуло и художника, ведь он был на службе у Гонзага, а его родным городом фактически была Верона. Поначалу Висконти и Гонзага завоевали территории Венеции, но спустя некоторое время венецианцы отвоевали свои города. С художником обошлись очень серьезно: ему был заказан въезд на территории Венеции, а его имущество решено было конфисковать. Только лишь влиятельное покровительство Джанфранческо Гонзага спасли его от более худшего наказания. После смерти своей матери Антонио решает обосноваться в Ферраре, однако покровительства рода Гонзага он лишается. Впрочем, оно уже и не требовалось знаменитому художнику. В это время он создает лучшие свои произведения.

В 1448 году Антонио едет в Неаполь по приглашению Альфонсо Арагонского, где пробыл еще два года. После этой даты судьба художника  остается неизвестной, потому что мы не найдем никаких сведений на этот счет. Историки предполагают, что Антонио прожил еще пять-шесть лет и скончался в Неаполе. Тем не менее, он был достаточно обеспеченным и известным художником, чтобы закончить свою жизнь вполне достойно. Поэт Порчеллио даже написал оду в его честь.

Джентиле да Фабриано - "Поклонение волхвов", 1423Франческо Гварди - "Зал Большого совета во Дворце дожей", 1775-1780Пизанелло - медаль с портретом Филиппо Мария ВисконтиПизанелло - медаль с портретом Джанфранческо ГонзагиПизанелло - медаль с портретом Альфонсо V АрагонскогоПизанелло - фреска-декорация к гробнице Николо ди Бринцони, 1420-еПизанелло - фреска-декорация к гробнице Николо ди Бринцони, 1420-е

1. http://michaeltolmachev.ru/but-26.htm
2. http://www.britannica.com/EBchecked/topic/461701/Il-Pisanello
3. Майская, М. И. Пизанелло, 1981



coded by nessus

Оставить комментарий или два