Один комментарий

Мебель эпохи Генриха VIII и Елизаветы I

Рубрика : Летний сезон

Пожалуй, время Ренессанса можно считать для Англии первым переломным моментом, который определил развитие искусства этой страны в дальнейшем. Я уже писала о характере культуры, царившей в этот период времени. Также мной была затронута и описана самая необходимая для существования сторона жизни людей, а именно интерьеры и архитектура жилых помещений. Для того, чтобы полностью завершить картину быта англичанина XVI века, необходимо лишь наполнить ее мебелью и предметами роскоши. Хотя для многих в то время первое равнялось второму.

Интерьер жилого дома Англии середины XVI века

Как известно, Генрих VIII всячески способствовал насаждению гуманизма и ренессансных традиций у себя на родине. Конечно, он не обошел вниманием и такую важную составляющую жизни человека, как мебель. Появившиеся еще в период готики кабинеты приобретают широкую популярность у представителей аристократии. Делают их в Англии, но из-за несовершенства техник и мастерства, авторство их все же приписывают приезжим итальянским или нидерландским художником. Уже в это время применяется инкрустация и маркетри в оформлении. Распространенными мотивами было изображение доспехов, решеток, архитектурных элементов, а также большое включение маленьких скульптурных изображений людей.

Инкрустация применялась еще на Древнем Востоке и в эпоху античности, хотя подлинный расцвет эта техника пережила в Возрождение. Маркетри и интарсия являются разновидностью инкрустации, но они могут употребляться лишь по отношению к «дерево по дереву».

Кресла и стулья предназначались только для владельцев дома либо для знатных гостей. Основной формой были так называемые «box chairs» или «settle chairs». Они представляли собой стул с прямой спинкой и досками вместо ножек. Некоторые ценные экземпляры инкрустировались черным деревом или самшитом и выполнялись зарубежными мастерами. Для придания таким сидениям эффекты пышности, их любили снабжать большими подушками или пуфиками. Другим видом сидения были табуреты и скамьи, которые использовались в семьях ниже среднего достатка. Они почти никогда не украшались, либо имели грубый геометрический узор. Практически все предметы, выполнявшиеся в Англии местными мастерами легко отличить от привозных или изготовленных иностранцами, как раз за счет качества декора. В орнаментах английских художников еще было заметно сильное внимание готики. Это была, в основном резная мебель; в то время как иностранцы уже использовали технику маркетри и инкрустацию, а также столярные инструменты.

Кресло. Англия, дуб, шерсть, 1590Кресло. Англия, дуб, 1540

Так любимые в средневековье сундуки, никуда не исчезают, меняется только их внешний вид. Они по-прежнему стоят около стены, но поднимаются на невысокие ножки. Стенки сундука представляли собой прямоугольные доски, которые с передней и задней стороны украшались орнаментом. Поначалу это были геометрические узоры, позже они уступают место растительным орнаментам. На фасадах сундуков теперь может имитироваться либо фасад здания, либо просто архитектурные элементы. В числе наиболее распространенных мотивов были колонны, бифории или арочные мотивы. Последние особенно были любимы, так как в них напрямую просчитывалась страсть к стрельчатым аркам, оставшаяся от готики. Интересно выявить особый тип сундуков, который появился сразу после реформации церкви. Богатые фамилии дарили их местным приходам. Особенность этих сундуков заключалась в их оформлении: на передней стенке помещались две панели с рельефными портретами представителей этой семьи – донаторами.

Что касается столов, то, как видно по картинам того времени, их было принято накрывать скатертями, богатыми тканями или коврами. В связи с этим декору подвергались только ножки, которые выполнялись чаще всего в виде балясин или колонн. Для большей прочности внизу ножки скрепляли дополнительными перекладинами. Если опять вернуться к тканям, то зачастую они ценились дороже, нежели сам стол. Украшение мягкими коврами, пуфиками, гобеленами, подушками интерьера жилого дома выдавало в нем богатого и обеспеченного дворянина, который мог себе позволить жить в такой роскоши.
В отличие от всей остальной мебели, кровати тюдоровского стиля были достаточно удобны со своими перинами и множеством подушек. В углы вставлялись массивные столбы, которые вверху накрывались дополнительной крышкой. Кровать получалась похожей на большой прямоугольный ящик. Дополнительный эффект придавали ткани, развешенные по краю этой крышки.

Когда на престол взошла Елизавета I, вкусы аристократии претерпели некоторые изменения. Расцвет переживают столярные мастерские и выполненная там точеная мебель. Такие изделия даже приобретают специальное название «joined furniture».

Стулья почти не меняют своей формы, правда, исчезли деревянные вставки между ножками, делавшие предмет похожим на короб. Вместо него ножки просто соединяются дополнительными перекладинами. Большое внимание уделяется спинке, которая заканчивается ионическими волютами, в то время как на саму плоскость тщательно наносится резной орнамент. Места пересечений вертикальных и горизонтальных членений оформляются прямоугольным бруском со скошенными краями. Кресла обиваются дорогим бархатом, поэтому их можно встретить только в интерьерах знати или королевской семье. Под сиденье вшивалась подушка, а как дополнительный элемент украшения выступали бахрома и кисточки. Ножки имели крестообразную форму, которая отсылала к курульным креслам. Обычно к ним прилагалась невысокая подставка для ног. Особый тип сидений представляли собой, так называемые стулья Гластонбери, форму которых создал аббат из одноименного города. По-видимому, они были складными. Их особенность заключается в подлокотниках с вырезанными на них углублениями под локоть, которые непосредственно связывали спинку и сидение. В конце XVI века появляются «крученые» стулья, у которых отдельные элементы были выполнены на токарном станке и напоминали спираль.

Стул. Англия, дуб, 1600

Ренессансные идеи дизайна наглядно видны в развитии столов елизаветинского стиля. Особое внимание, как и раньше, уделялось ножкам. Они имели самую разнообразную форму: начиная от простых колонн, заканчивая балясинами и вазами. Низ столешницы оформлялся резными акантовыми листьями или розами. Не были забыты и раздвижные столы, которые при помощи специальных механизмов могли увеличивать свою площадь вдвое. Ранние столы не украшались никак, но позднее были добавлены бордюры с геометрическим или растительным орнаментом.

Шкафы для посуды существовали и в тюдоровском стиле, но если раньше они напоминали простые сколоченные доски с выставленной на них посудой, то в елизаветинском стиле они получили дверки и стали изготовляться в большом количестве. Появился новый тип шкафа, так называемый «court cupboards», видимо от французского слова «низкий». Они также приставлялись к стене и служили пьедесталом для выставленной хозяином дорогой посуды. Они представляли собой два или три ряда полок соединенных между собой колоннами, чаще всего ионического ордера.

Большая кровать из Уэра. Англия, дуб, маркетри, 1590Шкаф для одежды. Англия, дуб, резьба, 1590

Особое место в доме аристократа занимала спальня с ее обстановкой и мебелью. Знать не жалела денег, чтобы обеспечить себя красивыми и дорогими кроватями и столиками. В эпоху Елизаветы спальня не была частным пространством, туда приглашали гостей, показывая им свои богатства. Кровати во дворцах и поместьях были обычно самой дорогой и значительной вещью в доме. Они были тяжелы и громадны, украшены большим количеством резного орнамента на спинках и столбах. Нередко в украшение включали и круглую скульптуру. Кажется, что сама кровать будто тонет в изобилии этих украшений, которые сами по себе преувеличены и гипертрофированы. В них как раз можно увидеть все это великолепное мастерство, которое достигли английские художники всего за несколько десятилетий. Для самих хозяев кровать была, чуть ли не самой важной вещью в доме. Конечно, ее застилали самыми богатыми тканями.

Основным материалом для мебели служил дуб, очень редко применялся орех. Техника маркетри выполнялась обычно из редких привозных пород дерева, таких как самшит, эбеновое и красное дерево. Тюдоровская мебель почти никогда не золотилась, но иногда раскрашивалась.

Список литературы:
1. Кес Д. Стили мебели. – М.: Издательство В.Шевчук, 2008.
2. Соболев Н.Н. Стили в мебели. – М.: Сварог и К, 1998.
3. Andrews J. Antique Furniture. – Woodbridge: Antique Collecters’ Club, 1997.
4. Cescinsky H. and Gibble E. R. Early English Furniture and Woodwork. – Plymouth: Mayflower Press, 1922



coded by nessus

Оставить комментарий или два