Вчера в ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Октябрь» современного китайского художника Цая Гоцяна, приуроченная к 100-летию Октябрьской революции 1917 года. Одним из «гвоздей программы» является масштабная инсталляция «Осень», сложенная из детских кроваток и живых берёзок перед фасадом музея. Однако далеко не все готовы принять этот проект. Десятки новоявленных апологетов классического искусства атакуют соцсети Пушкинского с призывами «уберите помойку перед музеем» и «это вам не Гараж». Удивительно, сколько необузданной животной ярости может вызвать композиция из мебели и деревьев в том месте, где ее не ожидают. Можете почитать сами.
С чем же связано такое резкое неприятие выставки? Выскажу на этот счет свои мысли.
Прелесть современного искусства заключается в его неразрывной связи с воображением зрителя. Художники, играя знакомыми образами и ассоциациями, открывают новые смыслы в неожиданных сочетаниях, не утверждая при этом одну единственно верную точку зрения. Зритель сам может интерпретировать увиденное изображение, опираясь на свой опыт и знания. И в этом плане становящаяся скандальной инсталляция «Осень» не так уж и сложна для трактовки. Детские кроватки и произрастающие из них березки — символ новой жизни. Однако, как природа цветет и дышит лишь несколько месяцев году, опадая осенью, так и человеческая жизнь скоротечна и ведет к неотвратимому увяданию. К тому же, осень – время главной революции в истории России, а пирамида из желтых берез – как пожар революции, пожар из человеческих жизней.
А еще березовая пирамида перед ГМИИ – практически отсылка к стеклянным пирамидам Лувра.
Однако…
«Какая-то свалка, не понимаю», — пишет в комментариях «любитель искусства».
Непонимание порождает гнев. «Как так, я заплатил деньги за билет, а вокруг все некрасивое и непонятное!» А ведь чтобы понять, достаточно просто немного поразмышлять, включить воображение, вспомнить исторический контекст. И, по идее, это необходимо делать при лицезрении любого произведения, не только современного. Эти же комментаторы кричат: «Мы за классическое искусство, мы за музей изобразительного искусства!!!» Но погодите, ведь изобразительность тоже только кажется на первый взгляд понятной. Под изображенными на классических полотнах предметами также скрываются бездны символизма, которые нынешнему зрителю порой далеко не очевидны. И в этом плане живопись Возрождения может оказаться намного более сложной для прочтения, чем современные инсталляции. Ведь искусство – это не только красивые картинки, созданные для того, чтобы потешить наши эстетические чувства.
Искусство – это идеи.
Размышляйте над ними.
Советуем почитать:
- Музей. Взгляд фотографа
- Дэмиен Херст Невероятный
- Константин Коровин. Живопись. Театр. К 150-летию со дня рождения
- Караваджо
- "Русский Китай"