Комментариев нет

Фра Филиппо Липпи (1406—1469)

Рубрика : Кватроченто (октябрь 2011- июнь 2012)

"Видение блаженного Августина" (1452-65)

"Видение блаженного Августина" (1452-65)

Филиппо Липпи родился в 1406 году в бедном квартале города Флоренции на улице Ардильоне. Его отец, Томмазо ди Липпи, был мясником. Филиппо был первенцем в молодой, но очень бедной семье. К несчастью, мать умерла спустя несколько дней после родов, оставив сына на попечении отца. Но и тут все обернулось печалью. Через два года умирает Томмазо ди Липпи. Мальчик остается сиротой. Но, несмотря на всеобщую бедность, его на воспитание к себе берет сестра отца, тетка монна Лапаччи. Когда мальчику минуло восемь лет, она отдала его в находящийся на одной улице монастырь кармелитов дель Кармине, так как не могла больше прокормить его.

В 15 лет Филиппо не по своей воле принял монашеский обет, который ему удалось снять только несколько десятилетий спустя. С самого начала жизнь для в монастыре для мальчика стала невозможной. Монахи были недовольны им, так как маленький Филиппо проявлял нерадивость к различным наукам, которые преподавали для воспитанников. Больше всего он любил пачкать пергамент различными человеческими фигурками и карикатурами, а также проводил много времени в капелле Бранкаччи своего монастыря, которую начал расписывать Мазолино и не смог закончить внезапно скончавшийся Мазаччо. В конце концов, его наставник решил направить интересы Филиппо в нужное русло. Вместе с другими мальчиками он посещал различные церкви Флоренции, подражая знаменитым мастерам и копируя их фрески. На фоне остальных воспитанников Филиппо выгодно отличался своим талантом и новизной в манере писания картин, поэтому монахи решили поручить ему завершить росписи, которые оставил после себя Мазаччо. Успешно справившись с этим заданием, Филиппо постепенно начинает получать заказы для росписи других церквей. В связи с этим в 1431 году он покидает стены монастыря, дабы пуститься в свободное плавание. Вплоть до 1434 года о нем ничего неизвестно, хотя Вазари и пишет на этот счет несколько довольно любопытных сюжетов, якобы из его жизни. Правда, они представляют собой настолько фантастические истории, что принимать их за правду бессмысленно.

Самым необычным «эпизодом» из жизни Филиппо Липпи было, пожалуй, его приключение в Африке. По хронологии оно как раз приходится на то время, когда он покинул свой родной монастырь во Флоренции. Якобы вместе с друзьями Филиппо отправился путешествовать по морю, как внезапно их лодку захватили мавры и отправили пленников рабами в свою страну. Филиппо, естественно, посадили в темницу, где он от нечего делать вздумал рисовать на стенах углем. В том числе написал он и портрет предводителя мавров. Последний был так польщен своим изображением, что отпустил Филиппо обратно в Италию.

Спустя три года он отправляется в Падую. Посещение северных городов Италии молодыми художниками вошло в традицию того времени. Там Филиппо наверняка познакомился с работами нидерландских и французских художников, потому как после возвращения во Флоренцию его стиль терпит изменения. В 1438 году его берет под покровительство Козимо Медичи, который вплоть до самой смерти художника обеспечивал его деньгами и заказами. Именно с помощью мецената Филиппо назначают сначала капелланом в церковь Сан Джованно, а потом переводят в церковь Сан Кирико, что под Флоренцией. Эти годы считаются самыми плодотворными в жизни художника. Именно в это время он создает самые свои известные работы, целиком отображающие неповторимый и оригинальный стиль мастера. И все было бы хорошо, если бы в 1455 году Филиппо не осудили за подлог и махинации с деньгами. Его спасло высокое положение его покровителей. За него заступился не только Козимо Медичи, но и сам папа Евгений IV. В результате этого художник отделался легко: он был переведен в другой монастырь, да еще и повышен в должности. Отныне он капеллан в женском монастыре святой Маргариты в Прато. Здесь надо внести определенную ясность в характер художника. Дело в том, что Филиппо был очень влюбчивым человеком. Его натура была страстной и порывистой. Он был без ума от хорошеньких женщин и делал все возможное, чтобы они отвечали ему взаимностью. Из-за его характера ему приписывались всевозможные приключения и похождения, которые Вазари не преминул записать. Интересен такой анекдот. Для того, чтобы Филиппо все свое время посвящал живописи и заказам, его патрон, Козимо Медичи, однажды запер его в комнате. Художник не выдержал даже двух дней. Порезав простыни на длинные лоскуты, он связал их и с помощью такого приспособления спустился через окно на улицу. Козимо не смог его найти, поэтому о местопребывании художника остается только гадать. Тем не менее, спустя несколько дней Филиппо вернулся к работе и завершил заказ. С тех пор Козимо Медичи не только не запрещал ему предаваться удовольствиям, но и всячески потворствовал ему.  Но среди этих «историй» есть и вполне правдоподобные. Так вот, будучи назначенным капелланом в женский монастырь, Филиппо не преминул воспользоваться случаем, так удачно предоставляемым ему судьбой.  Он соблазнил одну из монахинь, Лукрецию Бути, и предложил ей вместе бежать с ним из монастыря. Напомню, что на тот момент художнику было около пятидесяти лет. Молодая девушка согласилась, но особо долго им пожить вместе не получилось. Спустя несколько недель Филиппо арестовали и только благодаря очередному вмешательству Козимо Медичи его отпустили. Он возвратился обратно в Прато, где по особому указу папы Филиппо снял монашеский обет и законно вступил в брак. От этого союза родились сын Филлипино, который пошел по стопам отца, став художником, и дочь Александра. Именно в это время к нему в ученики поступает еще молодой и неопытный Сандро Боттичелли, впоследствии усвоивший многое у своего учителя. Об этом напоминают и ранние работы Боттичелли, со своими изящными Мадоннами, так похожими на манеру Филиппо.

Скончался мастер в возрасте 63-х лет, во время работы в Сполето, над очередным циклом фресок. Тот же Вазари предполагал, что Филиппо был отравлен родственниками Лукреции. Тем не менее, когда Козимо захотел забрать останки художника, дабы захоронить их на родине, во Флоренции, жители Сполето воспротивились и упросили оставить его прах у себя в городе.

Самым умелым и даровитым художником из учеников Сандро Боттичелли был Филиппино Липпи, сын нашего художника. Он рано остался сиротой и Сандро практически стал его опекуном, попутно обучая всем прелестям художественного ремесла. Не удивительно, что стиль Филиппино, формировавшийся под влиянием столь замечательных художников, был близок к манере его учителя и отца. Но в отличие от них, произведения Филиппино отличают большее изящество фигур и театрализованный композиции. Его Мадонны предстают легкими, тонкими и грациозными барышнями из аристократических семей. Несомненно Филипинно стал первооткрывателем принципов стиля, который в последствии назовут маньеризмом.

Как художник, Филиппо Липпи сформировался самостоятельно. В то время были широко распространены мастерские под началом какого-нибудь именитого художника. Родители, узнав, что их ребенок проявляет интерес к рисованию, посылали его учиться в мастерскую такого рода. Самых даровитых мальчиков учитель брал под свое покровительство и оставлял в качестве подмастерья. Но так как Филиппо был из очень бедной семьи, платить за него было некому, и он совершенствовался самостоятельно. Нечего и говорить, что на него повлияли такие мастера как Мазаччо и Мазолино, фрески которых будущий художник видел с раннего детства. Посещение Падуи и знакомство с новым для него стилем северных мастеров предопределили развитие собственной оригинальной манеры Филиппо. Его работам характерна тщательная проработка деталей, насыщение картины множеством мелких и разнообразных элементов. Филиппо любил писать сцены Благовещения и сюжеты из жизни Мадонны, в лице которой (как считают многие исследователи) он изображал своих возлюбленных, а позже и жену. Женские образы выходили у художника очень нежными и лиричными. Мы не увидим у него Мадонну как мать человека, который должен своей смертью искупить грехи человеческие. Мадонны у Филиппо всегда юны и полны любви к своему непоседливому ребенку. Любовью к молодости и жизни можно объяснить и то, что в произведениях художника почти не встречаются люди преклонного возраста. Также он любил включать в композицию и фигурки детей, которые у него получались пухлыми и улыбающимися. Вообще, манеру изображения детей Филиппо почерпнул у Донателло. Кажется, будто скульптурные ангелочки обрели новую жизнь, но уже в живописном решении. Следует также отметить и некоторые нововведения, которые применил художник. Он одним из первых начинает писать картины к круглой раме. Позднее это превратится в так любимый итальянцами формат тондо. Несомненную популярность ему принес Сандро Боттичелли, который, в свою очередь, усвоил этот прием у своего учителя. Еще одним интересным фактом стало то, что, как отмечает Вазари, «был он также первым, показавшим гротески, сходные с древними, применяя их в фризах одноцветных или цветных с лучшим рисунком и большим изяществом, чем это делали до него». Также работы Филиппо Липпи характеризуется практически постоянным включением архитектурных объектов. И хоть они не всегда соответствовали правильным пропорциям, это помогло во многом разнообразить живопись. Также, согласно Вазари, за свою жизнь Филиппо выполнял заказы на скульптурное украшение гробниц, в том числе первой в этом списке была гробница его отца, деньги на которую ему дал Козимо Медичи. В связи с заказами церкви Филиппо всегда писал только на религиозные темы, но, несмотря на это, произведения получались со светским налетом. Поэтому в его картинах мы не найдем каких-либо тайных и скрытых символов. У него все предельно ясно и просто. Фрески или картины несут на себе всего лишь роль иллюстрации библейского сюжета, либо призваны просто украсить помещение. Тем самым можно смело поставить Филиппо Липпи первым в один ряд с последующими художниками новой волны, которые, помимо картин с религиозной тематикой, писали и на светские сюжеты.

Габриэль Кастаньола (1828-1883) - "Обьятия Филиппо Липпи и Лукреции Бути"Поль Деларош - "Филиппо Липпи признается в любви своей натурщице", 1822Филиппо Липпи - "Поклонение волхвов", 1445Филиппо Липпи - "Мадонна с младенцем", 1460-еКапелла БранкаччиБюст Филиппо ЛиппиКафедральный собор в ПратоФрагмент росписи собора в Прато

1. Александр Степанов. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV-XV века. М., 2003
2. Фосси Г. Филиппо Липпи. М., 1997
3. http://www.britannica.com/EBchecked/topic/342939/Fra-Filippo-Lippi
4. Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М., 2008

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Похожие статьи

Оставить комментарий или два