Комментариев нет

Идеальный город: Германиа

Рубрика : Третий рейх

Модель Нового Берлина/Германия. Ось "север-юг". Идеи строительства идеального города витали вплоть до XXI века.  Неудивительно, что ими были «озабочены» правители многих стран, особенно тех, в которых проявлялась диктатура и единоличная власть одного человека. Это очевидно: при тоталитаризме правитель стремится к порядку, всеобщей правильности и обоснованности. Вполне естественно, что и Гитлер лелеял и разрабатывал идею некого утопического градостроительного проекта.

В центре внимания Гитлера оказалась перестройка Берлина, которую он поручил своему любимому архитектору Альберту Шпееру. Сторонник классицизма, Гитлер восхищался планировкой центра Парижа и отчасти Вены. В своих «Воспоминаниях» Шпеер приводит такие слова фюрера:  «Берлин – крупный город, но не мировой город. Посмотрите на Париж, самый красивый город в мире! Или даже Вену! Это города со своим лицом. А Берлин не более чем беспорядочное скопление зданий. Нам надо превзойти Париж и Вену». В разных документах новый план перестройки Берлина фигурировал под разными наименованиями – от Нового Берлина до Германии (от «Germania») и Новой Германии.

Центр ПарижаПлан центра ПарижаПлан Нового Берлина/Германиа

По свидетельству Шпеера, Гитлеру было предложено построить свой собственный «идеальный город» на новом чистом месте. К таким идеям фюрер отнесся с усмешкой, как можно из ничего создать «идеальный город»? «Искусственно созданные столицы всегда остаются мертвыми. Вспомните Вашингтон или Канберру. И у нас в Карлсруэ нет жизни, потому что там бумажные чиновничьи души варятся в собственном соку», — утверждал Гитлер.

Альберт Шпеер и Адольф Гитлер, 1938Итак, 30 января 1937 года Шпеер официально стал главным архитектором самого масштабного проекта Третьего Рейха. В помощниках у него числились как и молодые архитекторы, так и уже ставшие авторитетными зодчие – В. Крайс, П. Беренс, П. Бонац, Г. Римпль. С другой стороны за претворением своей мечты в жизнь тщательно следил и сам Гитлер, практически на каждом шагу внося поправки или замечания в проект. По воспоминаниям Шпеера, фюрер не мог оставить ни одной детали или здания так, как архитектор задумывал изначально; ему было необходимо внести свою лепту в план «дела всей его жизни».

За образец был взят центр Парижа с его прямолинейными улицами и площадями, нанизанными на единую ось. Аналогом Елисейских полей должна была стать улица Унтер-ден-Линден, заложенная еще в XVII веке. Однако ее необходимо было расширить. Вообще, проект перестройки столицы отличался огромным масштабом. Здания или улицы, взятые за образец, должны были быть превзойдены в несколько раз. Это вполне отвечало амбициям Гитлера – он стремился построить не столько столицу государства, сколько столицу мира. К тому же, такие большие размеры служили символом незыблемости и прочности, созданной на века. Гитлер видел в этом репрезентацию своей безграничной власти, поддерживаемой и одобренной народом. Всеми силами он стремился, чтобы строительство продвигалось как можно быстрее; его мечтой было прожить в новой столице хотя бы несколько лет.  Однако, незадолго до Второй Мировой войны Гитлер сосредоточил уже свое внимание только на строительстве главной улицы, так как понимал, что реконструкция всего Берлина, если и осуществится, то уже не при его жизни. Монументальность размеров обуславливалась еще одним фактором: главная улица задумывалась как пешеходная и предназначалась, главным образом, для шествий и парадов.

Модель Нового Берлина/ГерманиаМодель Нового Берлина/ГерманиаМодель Нового Берлина/Германиа

Главная улица пролегала по оси юг-север, отмеченная по краям двумя вокзалами Северным и Южным, а также запад-восток. Здание Рейнсканцелярии отмечало пересечение этих длинных улиц. В планах Гитлера было поставить еще одну арку, помимо Бранденбургских ворот, которая повторяла бы Триумфальную арку в Париже только в несколько раз больше. Она играла бы роль мемориала в память всех погибших немецких солдат в мировых войнах, причем предполагалось вырезать имя каждого человека на граните монумента. В противовес ей, на противоположной стороне в Шарлоттенбурге, заложили площадь Большой Звезды с Колонной Победы, которую специально перенесли с Кенигсплац. Эта малую часть плана таки удалось осуществить – до сих пор к западу от Бранденбургских ворот ведет прямая улица 17 июня по направлению к Колонне Победы, украшенная кое-где  фонарями по проекту Шпеера.

Модель Зала НародаМодели Зала Народа и Рейхстага

Несомненной доминантой главной улицы должен был стать дворец Собраний или Зал Народа– колоссальное купольное здание, в котором мог уместиться купол Святого Петра в Риме целых 16 раз). Отец Альберта Шпеера, также видный архитектор, называл этот проект «безумием», но если верить техническим расчетам его сына, строительство такого огромного здания представлялось вполне возможным и осуществимым предприятием. Шпеер впоследствии отмечал, почему Гитлер настаивал на таких больших размерах: «Ульмский собор, например, говорил он, имел площадь 2500 кв.м.; когда его начали строить в XIV веке, в Ульме было всего 15 тысяч жителей вместе со стариками и детьми. То есть они никогда не заполнили бы это помещение. Напротив, для миллионного города Берлина зал на 150000 человек можно считать маленьким».

В районе Берлина Темпельхоф сохранился бетонный цилиндр для определения грузоподъемности почвы. Сейчас цилиндр охраняется государством как памятник архитектуры.

В результате этого масштабного проекта было осуществлено несколько планов строительства зданий. Например, здание Рейхсканцелярии (впоследствии снесенной), здание имперского министерства авиации, а вот Олимпийский стадион и аэропорт Темпельхоф были построены до принятия плана по перестройке Берлина, отчего и сохранились до наших дней. В основном же, за пять лет, сколько длился проект, практически ничего осуществлено не было, кроме множества детальных планов и макетов, над которыми трудился сам Шпеер. В 1942 году из-за начавшейся войны Гитлер отозвал архитектора от проекта и назначил того министром вооружения и военной промышленности.

Эрнст Загебиль - Здание имперского министерства авиации, 1935-1936Вернер Марх - Стадион "Олимпия" в Берлине, 1934-36Улица 17 июня в Берлине

Список используемой литературы:
 
1. Пленков О.Ю. Тайны Третьего Рейха. Культура на службе Вермахта. – М.: «ОЛМА Медиа Групп», 2011.
 
2. Маркин Ю.П. Искусство Третьего Рейха. – М.: «РИП-холдинг», 2012.
 
3. Шпеер А. Воспоминания. – М.: Захаров, 2010.
 
4. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. Градостроительство XX века в странах капиталистического мира. Том второй – М.: Стройиздат, 1979



coded by nessus

Оставить комментарий или два