Комментариев нет

Особенности зодчества Владимиро-Суздальского княжества

Рубрика : Вне сезона

Прежде чем начать говорить об уникальности архитектуры присущей Владимиро-Суздальским землям, нужно сначала обрисовать исторические реалии того времени. В первую очередь это 12-13 века, период, о котором принято говорить, как о политическом, культурном и экономическом расцвете общества на этой территории. Хотя, например, Ростов возник в 862 году, но в ту пору подчинялся Киевскому княжеству. А в Ростове, впоследствии Суздале, сидел наместник. Но, как это водится, на эти земли начали претендовать соседи — черниговские князи и волжские булгары. И только в 1125 году Юрию Долгорукому удалось отстоять независимость.

К тому моменту Киев уже не справлялся со своими столичными функциями. Считается, что Владимиро-Суздальское княжество первое сепаратировалось, когда Андрей Боголюбский перенес особо чтимую икону Богоматери из Киева в только что построенный город Владимир. Теперь она известна как Богоматерь Владимирская. Отсюда идет стремление князей отстроить Владимир так, чтобы, если не затмить бывшую столицу, но точно быть не хуже.

К слову сказать, удаленность княжества от Киева тоже во многом сыграла свою роль: не было монополизированного давления верхов на низы. Еще одной особенностью было то, что на этих землях не существовало единого центра: поначалу конкуренция была между Ростовом и Суздалем, потом к ним присоединился Владимир, также не отставали Дмитров, Юрьев-Польский и Переславль-Залесский. Поэтому важные памятники этого княжества распределены по всей территории земли, а не были сосредоточены большинством, как в Киеве.

А теперь обратимся непосредственно к архитектуре, которая естественно отражала социальные и исторические аспекты существования Владимиро-Суздальского княжества. Как уже было отмечено, еще при Юрии Долгоруком этот регион смог отстоять свою независимость. Но необходимо было подчеркнуть легитимность власти, поэтому в главных городах шло активное строительство, особенно религиозных памятников, которые так или иначе подчеркивали или отсылали к преемственности архитектуры Киевской Руси.

Если копнуть еще дальше, то киевские князья позиционировали себя как продолжателей византийских традиций. А когда Андрей Боголюбский в 1155 году увез икону Божьей Матери, написанную византийским мастером, во Владимир, он наглядно показал, что отныне его княжество — центр православной культуры.

Архитектура самих храмов тоже не придумывалась с нуля. За основу был взят крестово-купольный тип. Такой же был распространен и в Византии, и в Киеве.

Само название говорит за себя: в плане церковь напоминала равносторонний крест. Интерьер разделялся четырьмя столбами, которые образовывали прямоугольные проходы между ними — нефы. Центральные столбы соединялись арками, на которые как бы «насаживался» купол на барабане посредством парусов. Восточная алтарная часть заканчивалась полукруглыми апсидами. Не вдаваясь особо в подробности, это наиболее простое описание крестово-купольного храма. В статье на примере Спаса-Преображенского собора в Переславле-Залесском есть обозначения этих необходимых элементов.

Следующий этап — определение наиболее значимых построек Владимиро-Суздальского региона за 12-13 века. Тут можно просто пройтись по главным религиозным памятникам уже обозначенных городов:

  1. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152-1157). Построил Юрий Долгорукий, как и сам город, центром которого собор и был. К слову, помимо него сохранились еще насыпные валы вокруг не уцелевшего Кремля.
  2. Церковь в Кидекше в честь Бориса и Глеба, первым исконно русским святым (1152). Тоже инициировал строительство Юрий Долгорукий, а церковь была в составе его княжеской резиденции.
  3. Золотые ворота с церковью Ризположения (1164). Уже заслуга сына Юрия Андрея Боголюбского во Владимире, который хотел сделать также, как и в Киеве. На лицо преемственность, о которой было выше.
  4. Успенский собор (1158-1161). Первоначальный вариант строил тоже Боголюбский, чтобы не хуже Киева, Чернигова, Ростова и всех остальных. Кафедральный.
  5. Покрова на Нерли (1165). В честь победы над волжскими булгарами и в память о смерти сына, поэтому и место такое удаленное от всех центров. Тоже Боголюбский.
  6. Успенский собор (1185). Перестройка после пожара Всеволодом Большое Гнездо. Расширение, укрупнение. Фрески Андрея Рублева уже относятся к 15 веку.
  7. Дмитриевский собор (1194-1197). Построен Всеволодом в честь своего покровителя Дмитрия Солунского. По сути — кульминация всего Владимиро-Суздальского наследия.
  8. Собор Рождества Богородицы в Суздале (1122-1125). При Юрии Всеволодовиче. Началось отхождение от традиций.
  9. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-1234). Эпилог всей истории. Один из последних домонгольских храмов в этом регионе.

Теперь необходимо перейти к непосредственным особенностям развития и сложения архитектурной храмовой традиции Владимиро-Суздальских земель, которые характерны для всех обозначенных выше построек:

  • владимиро-суздальская школа зодчества формировалась постепенно. Когда возводились первые храмы, традиций еще никаких не существовало. Поэтому приглашали архитекторов из дружественных земель, например, из Галича. Через них прослеживаются заимствования даже западных традиций. В первую очередь юга Германии и севера Италии.
  • использование белого камня — еще одна особенность этой школы. Если в Киеве строили из плинфы (плоского кирпича), то храмы в Кидекше и Переславле-Залесском из крупных хорошо отесанных блоков известняка. Возможно, это тоже галицкое влияние.
  • фасады почти всех владимиро-суздальских храмов имеют горизонтальное членение, которое проходит на уровне хоров: специального помещения на втором этаже в интерьере напротив алтаря, где во время служения находился князь. Выделялось оно обычно аркатурным пояском — декоративным орнаментом из арок и маленьких полуколонок. Ниже этого членения стена была толще, выше — уже. Все это подчёркивало тектонику храма, художественно выявляя зрительно облегчённый верх. Кульминация такого приема — храм Покрова на Нерли.
  • Еще один признак — связь с народным творчеством. О нем подробнее ниже.

Симбиоз народного творчества, языческих представлений и пришедшего в эти земли христианского мира — характерная черта для многих культур, в которых старое заменяется на новое.

Несмотря на преемственность Владимиро-Суздальского княжества по отношению к Киевскому, расстояние между ними играло большую роль. В том числе сознательное нежелание подчистую копировать формы, а взять лишь основой крестово-купольный тип. Эта же удаленность помогла и в сепарации от Киева. А независимость и отсутствие единого центра никак не препятствовали, а даже, наоборот, позволили местным ремесленникам развивать народное творчество.

В первую очередь речь идет о деревянной резьбе, которой украшали здания. В ранних церквях 12 века (Спасо-Преображенском и Борисоглебском в Кидекше) декор почти отсутствует, тогда как во Владимирских церквях, построенных уже Андреем Боголюбским, оформлению уделяется большое внимание.

Конечно, особенно на этом фоне выделяются Церковь Покрова на Нерли, чье скульптурно-архитектурное убранство отвечает изяществу и пропорциональной гармонии поэтического образа храма, стоящего в живописном месте. В облике преобладают вертикальные линии, которым вторят узкие окна и вытянутый аркатурно-колончатый пояс. Помимо этого, на фасаде можно найти скульптурные фигуры зверей вокруг Давида с гуслями — этакий симбиоз христианских и народных мотивов.

Еще дальше пошли зодчие при создании Дмитриевского собора во Владимире. Он отражает как бы несколько иной подход архитектурных традиций княжества. Все элементы и признаки соблюдены, но храм кажется еще более величественным и нарядным за счет усиления рельефного декора. Здесь также присутствует Давид, а все остальное пространство — густо переплетенные сказочные, растительные, зооморфные мотивы. Свободного места почти нет, но все вырезано настолько гармонично и с любовью, будто исполнял искусный мастер-резчик по дереву, всю жизнь украшающий сундуки и утварь. Плоскостной характер и сюжеты рельефов как раз говорят об этом.

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском мог бы стать завершающей жемчужиной домонгольского зодчества, но в результате перестроек потерял свою изначальную форму. Однако многочисленные рельефы, которые охватывали уже не только религиозные и народные мотивы, но и политические и даже военные, делают из него уникальный памятник Владимиро-Суздальского княжества.

Итог развития архитектуры можно подвести, сопоставив ее особенности, присущие сохранившимся религиозным постройкам в городах на территории бывших Владимиро-Суздальских земель. Все они разнообразны, тем не менее в них заложены несколько важных объединяющих факторов, которые отражаются не только на общей стилистике, но и на стремлении князя продемонстрировать свою преемственность по отношению к Киевской Руси. А это был важный этап на пути определения своих владений центром православия.




coded by nessus

Оставить комментарий или два