При слове «замок» фантазия рисует величественные полуразрушенные сооружения на склонах гор и холмов, со высокими башнями и крепостными стенами, родом из средневековья. Однако настоящий средневековый замок строился в военных целях, практически не следуя эстетической функции. Но в последующие века замок потерял свое оборонительное предназначение и стал выражением роскоши и богатства, а зачастую и фантазии его владельца.
Второй волной строительства замков после Средневековья следует назвать XIX век. Весь XIX век был охвачен так называемым «замковым романтизмом». Это явление в архитектуре зародилось сначала в Англии, где оно достигло расцвета еще в XVIII в. В Европу оно пришло с некоторым опозданием, и было наиболее благодатно принято в немецких землях, где обрело национальную почву и тесно слилось с немецким романтизмом в целом.Романтизм возник как реакция на эпоху Просвещения. Он утверждал единение с природой и культ человека, его чувств. Главной ценностью в романтизме становится личность. Романтизм не принимает реальную действительность, считая ее «страшным миром», и потому тянется ко всему нереальному, мистическому, а также он обращается к прошлому, которое является в идеализированном флере. Человеку прошлого якобы были чужды технические новшества и неразрешимые проблемы современности, поэтому он жил в гармонии с природой и самим собой.
В «романтическом» XIX в. люди прятались от цивилизации в прошлое в первую очередь с помощью литературы. В этом время популярны готические романы — произведения А. Радклиф, Ч. Мэтьюрина. У состоятельного дворянства появляется другой способ «возвращения» в прошлое. Древние аристократические фамилии имели собственные замки и средневековые имения, которые зачастую находились в запустении. С волной романтизма в Европе начинается увлечение реставрацией старинных владений, которое отразилось и на фасадах, и в интерьерах. Подобная реставрация возвращала здания в первоначальный средневековый вид или старалась хотя бы имитировать его. Однако, некоторым было недостаточно одного лишь восстановления старых крепостей, и они, руководствуясь своей фантазией, возводили новые «замки», которые по своей сути являлись стилизованными под замки дворцами. Это было характерно для возникающего в это время стиля эклектики, при котором архитектурный облик здания терял связь с его функцией. Наибольшей популярностью пользовались неоготический и неороманский стили, как наиболее близкие к воображаемому Средневековью. При этом при реставрации часто использовался ненаучный подход. Нередко новый внешний вид отреставрированного здания имел мало общего с тем, каким он был изначально. Многие замки реставрировались или заново выстраивались не согласно их историческому облику, а том виде, каком владелец или архитектор представлял себе средневековый замок. Многие заимствованные элементы замка, бывшие функциональными в Средневековье, теряли свое назначение и превращались в декоративный элемент, зачастую сильно акцентированный для усиления драматического эффекта и впечатления от сооружения.
«Замковый романтизм» охватил всю Европу, проявив себя и в Германии (замки Шверин, Гогенцоллерн, Хоэншвангау), и в Чехии (замки Глубока-над-Влтавой, Леднице), и во Франции (замок Пьерфон), и в Португалии (дворец Пена в Синтре), и даже в России (Михайловский замок, усадьба Храповицкого в Муромцево).
Германия в XIX веке становится одним из ведущих центров искусства в Европе. После изгнания наполеоновских армий в немецких государствах распространяется движение против влияния французского Просвещения, возрастает интерес к национальному, в частности средневековому культурному наследию. Благодаря этому в Германии очень остро проявились противоречия между классицизмом и романтизмом.
В Германии в начале XIX века происходит оформление истории архитектуры как науки. В 1827 году Кристиан Людвиг Штиглиц, юрист, любитель искусств и писатель, выпустил «Историю архитектуры с ранней древности до новейших времен». Были разграничены и изучены стили архитектуры от Древнего Египта и античности до Средневековья и Нового времени. Кроме того, была осознана собственная история и архитектурное наследство. В связи с этим начинает свое развитие охрана исторических монументов. На территории немецких государств возникают «Союзы Отечества», которые занимаются защитой и реставрацией исторических зданий. Наибольший приоритет для реставрации имели романские и готические памятники. В это время приобретает популярность мысль о завершении недостроенных средневековых соборов и, в частности, их башен. Например, с 1842 г. возобновляются работы над Кёльнским собором. Карл Александр фон Гейделофф ратовал за сохранение исторического облика Нюрнберга. Были отреставрированы соборы в Бамберге, Регенсбурге, Шпейере, у которых была уничтожены поздние барочные элементы, благодаря чему они приобрели первоначальный вид. Однако при этом были утеряны и подлинные готические фрагменты.
В то же время немецкие правители и аристократия занимаются восстановлением замков на Рейне, а также выстраивают новые личные резиденции по средневековому образцу. Например, Кронпринц, а в будущем император Пруссии Вильгельм IV в 1850-1867 гг. выстраивает заново свою родовую крепость — замок Гогенцоллерн, который, воспевая средневековою идиллию и воссоздавая романский рыцарский замок, должен был укрепить престиж правящего дома. Одной из жемчужин немецкого «замкового романтизма» считается Шверинский замок (1845-1857 гг.), возведенный архитектором Георгом Адольфом Демлером по образцу замка Шамбор. Он сочетает элементы готики, Ренессанса и барокко.
Заслуживает внимания и замок Хоэншвангау в Баварии, поскольку он стал предтечей наиболее известного замка XIX века — Нойшванштайна. Хоэншвангау был официальной летней резиденцией отца Людвига II Баварского — короля Максимилиана II. До реставрации 1832 г. замок представлял собой руины крепости Швангау. Максимилиану II понравилось живописное место и романтические легенды, окружавшие его, и он выкупил эту землю. На месте развалин он приказал возвести новый замок в стиле неоготики. Над реставрацией замка работали такие известные мастера романтического периода, как Мориц фон Швинд, Доменико Квальо и многие другие художники. Замок строился в течение пяти лет, и вскоре на склоне холма возник ярко-желтый замок с декоративными оборонительными башнями и зубчатыми стенами. Снаружи здание обильно украшено неоготическими деталями — заостренными навершиями окон и балконов, эркерными башенками, внешними воротами, которые становятся своеобразным театральным «занавесом». Символом замка стал лебедь, который ранее украшал греб прежних владельцев замка — графов Швангау. Стены интерьеров замка украшали декоративные фрески, навеянные средневековыми легендами. Эта «реконструкция», следующая духу и мотивам исконно немецкого национального искусства, была оппозицией эллинистическому и итальянскому направлению, начатому отцом Максимилиана, Людвигом I. Впрочем, сам Людвиг I при первом посещении замка в восторге воскликнул: «Это подлинный замок фей!»
В подобной полусказочной обстановке рос молодой Людвиг II, запоминая и впитывая окружающие его образы из древнегерманских эпосов. Впоследствии мотивы и нарочитая декоративность Хоэншвангау будут легко прочитываться в собственном замке Людвига Нойшванштайне — самом сказочном замке Европы.
1. Классицизм и романтизм. / Под ред. Рольфа Томана. – Könemann, 2002 2. Мертен К. Замки Германии. – Слово/Slovo, 2004 3. Попов. А.Н. Бавария. Крепости, замки, дворцы. – М.: Вече, 2007 4. http://www.udo-leuschner.de/sehn-sucht/gothicrevival/index.htm — Udo Leuschner, «Gothic Revival»Советуем почитать:
- Идеальный город. Мечты об идеальном городе
- Храм Аполлона в Дидимах
- Идеальный город. Пьенца
- Замок Нойшванштайн. Часть 2: Внешний облик замка
- Особенности кхмерских храмов IX-XII веков
Спасибо за статью, очень кстати — вчера начала смотреть фильм «Людвиг» Висконти!
Все очень увлекательно! Но все же, кто в данный момент является владельцом замка-Нойшванштаим???
@ Карина: с 1886, то есть с момента смерти Людвига II, Нойшванштайн — государственная собственность и государственный музей.