Продолжение статьи «Характеристика основных английских витражных мастерских XIX века. Часть 1«.
История искусства Великобритании второй половины XIX века неразрывно связано с именами Уильяма Морриса и членами Братства Прерафаэлитов, которые внесли непомерный вклад в развитие не только изобразительного, но и декоративно-прикладного искусства и дизайна. Вполне естественно, что их стиль и манеры была во многом воспринята большим количеством художников того времени. Коснулось это и области витражного искусства. В их проектировании были непосредственно задействованы самые именитые и выдающиеся художники Великобритании. В связи с этим, можно правомерно считать, что искусство витражей достигло своей кульминации именно в творчестве Морриса и Эдварда Берн-Джонса. Ни до них, ни после еще ни один художник XIX века не использовал все возможности и особенности витража, как совершенно цельного и самостоятельного вида искусства.
Хотя на момент основания фирмы Морриса, уже существовали и неплохо функционировали несколько фирм, которые первые восприняли и пропагандировали идеи Братства Прерафаэлитов непосредственно в своем творчестве. Среди этих «первооткрывателей» следует особо отметить фирмы «Хитон, Батлер энд Бэйн» и «Лауэрс, Бэррэуд энд Уэстлэйк».
Витраж уже больше не расценивается, как произведение, которое в точности должно соответствовать средневековым образцам. Теперь витражисты черпают свое вдохновение из современной им живописи, которая, в свою очередь, основывается на опыте ранних ренессансных художников. Мастерская «Хитон, Батлер энд Бэйн» идет по пути увеличения площади стекла одного цвета, которое по-прежнему соответствует одной дробной части изображения. Одновременно она уделяет большое внимание росписи мелких деталей. Витражи этой фирмы теперь включают и чисто живописные эффекты, такие как светотеневая моделировка, многоплановость композиции и т.п. В отличие от них, «Лауэрс, Бэррэуд энд Уэстлэйк» избирают диаметральный путь: они, наоборот, уменьшают цветовые участки стекла и используют минимум краски, получая скорее декоративное панно, нежели живописную картину. Такова, к примеру, работа Натаниэля Уэстлейка «Видение Беатриче», составленная из множества кусочков цветного стекла разнообразных оттенков, которые достигались путем неравномерной окраски шихты. Этот витраж был специально изготовлен мастером к Международной выставке витражей, прошедшей в 1864 году в нынешнем здании Музея Виктории и Альберта. Но вместе с тем, уходя в сторону живописности, они не отказываются и от наработок предыдущего поколения. В том числе это касается технологий изготовления, принципов решения, мотивов и сюжетов.
Для наглядности, как раз в качестве преемника Уэстлейка можно назвать и фирму «Моррис, Маршалл, Фолкнер энд ко», в дальнейшем переименованную в «Моррис энд ко». Деятельность этой фирмы можно считать кульминацией в развитии английского искусства XIX в. Моррис сумел сгенерировать и воплотить самые трендовые идеи в искусстве и культуре своего времени, нередко выступая их генератором. В частности, он призывал художников вернуться к ручному труду, предоставляя в своей мастерской все возможности для этого. Также он уделял особое внимание к предметам декоративно-прикладного искусства, организовав даже фирму для их производства. Помимо типичных видов ДПИ, таких как мебель, текстиль, металл, Моррис изготовлял и витражи, относя их элементу современному ему английского интерьера. Для их проектировки он приглашал художников, которые, по его мнению, наиболее полно воспринимают и отображают в своих работах задачи искусства. Конечно, это были люди, входящие в круг влияния Прерафаэлитов, либо непосредственные организаторы течения. Из-за столь пестрого состава художников, трудно выделить какой-то общий стиль самой фирмы, скорее эти витражи следует расценивать в контексте творчества каждого мастера. Тем не менее, они все следуют традициям, заложенными Уэстлейком в плане художественного решения витражей. Однако цветовая палитра меняется. Она становится более нежной и богатой на выбор оттенков; тонкая деликатная роспись также вторит ей. Как никогда в композициях используется большое количество прозрачного стекла, которое заменяет белый цвет. Помимо росписи шварцлотом, Моррис воскрешает технику окраски стекла с включением серебра, отчего при отжиге, на белом фоне оставался светлый желтоватый налет, который добавлял множество разнообразных оттенков в палитру.
По признанию самого Морриса, цвет имеет главенствующее значение среди художественно-выразительных средств витража, поэтому ему уделяется наибольшее внимание при его изготовлении. Вполне естественно, что к производству витража художник относился очень внимательно, так как их продажа составляла один из главных источников дохода.
Моррис производил витражи вплоть до конца XIX века. К тому времени вкусы английского общества уже окончательно перестроились на новую волну стилей Ар Нуво и последующего за ним Ар Деко. В связи с этим витраж практически перестает быть чисто элементом церковного интерьера, перейдя, по большей мере, в светский. Из-за этого же и уходят почти все содержательные религиозные и мифологические сюжеты.
Одним из последних держателей традиций классического английского витража можно назвать Кристофера Уолла (1849–1924гг.). Он учился в Королевской Академии Художеств и по ее окончании работал в мастерской Джеймса Пауэлла в качестве одного из проектировщика витражей. Чуть позже он открыл собственную мастерскую. В отличие от большинства похожих фирм, Уолл варил стекло сам по своему собственному методу. Он заключался в том, что художник выдувал стекло в квадратную форму, которое после остывания разрезал на плитки, отчего оно получалось неправильной формы и неравномерного цвета. Это позволяло добиваться дополнительных световых эффектов, потому как луч, пробиваясь сквозь неровную поверхность стекла, давал очень красивый рассеянный свет. По этой же причине Уолл широко использовал сочетания прозрачного, тонированного и цветного стекла в одной композиции из-за чего его витражи приобрели холодный и строгий оттенок. В связи с включением прозрачного стекла уделяется большое внимание роли черной контурной обводки – местам соединения двух стекол. Тем самым усиливается декоративное решение витражей, которое можно назвать влиянием Ар Нуво и Ар Деко.
Список литературы: 1. Рескин Д. Лекции об искусстве. – М.: Б.С.Г.-ПРЕСС, 2011.2. Procter, Ida. Masters of British 19th century Art. – London: Dobson, 1961.
3. Sewter, A. Charles. The Stained Glass of William Morris and his circle. – London: Paul Mellon Centre BA, 1974.
4. Ruguin, Virginia Chieffo. The History of Stained Glass. – London: Thames and Hudson, 2003.
Советуем почитать:
- Интерпретация средневекового искусства в сериале "Мерлин"
- Замок Нойшванштайн. Часть 2: Внешний облик замка
- Особенности кхмерских храмов IX-XII веков
- Замок Нойшванштайн. Часть 1: Замысел и строительство замка
- Характеристика основных английских витражных мастерских XIX века. Часть 1
Чудесные витражи. Похоже, Дева Мария — это все-таки Афродита.