Один комментарий

Рецензия на фильм «Аноним»

Рубрика : Aфиша

"Аноним"

Режиссер — Роланд Эммерих; сценарий — Джон Орлофф; в ролях — Рис Иванс, Ванесса Редгрейв, Джоэли Ричардсон, Дэвид Тьюлис, Ксавьер Сэмюэл, Рейф Сполл; 130 мин, Германия-Великобритания-США, 2011

Известный режиссер зрелищных блокбастеров Роланд Эммерих сумел удивить любителей кино  неожиданным выбором темы для своего нового фильма — не глобальные катаклизмы, не войну, не очередное пришествие инопланетян и прочих Годзилл на нашу несчастную Землю, а всего лишь…

…Всего лишь авторский взгляд на «наше все» Уильяма Шекспира.

Несмотря на небольшой размах с точки зрения экшена и зрелищности, сюжет фильма затрагивает одну из самых животрепещущих тем в мировой литературе: а кто же такой, собственно, этот Шекспир? Самородок из английской глубинки, как считает официальная версия происхождения великого драматурга, либо это творческий псевдоним одного из образованных и высокопоставленных лиц? В этом вопросе прагматичный немецкий разум режиссера выбирает вторую, более приземленную версию.

В варианте Эммериха самому Уиллу Шекспиру (Рейф Сполл) отводится совершенно второстепенная роль безалаберного, неграмотного и самовлюбленного актера, вызывающего скорее отвращение, чем симпатию. Главным героем и истинным автором всем известных гениальных произведений становится Эдвард де Вер, граф Оксфорд (Рис Иванс), эксцентричный аристократ, не желающий публиковаться под своим именем из-за угрозы своей репутации и политических перипетий. Также в сюжете присутствует большая часть бомонда той эпохи, начиная от Елизаветы I и Уильяма Сессила до драматурга Кристофера Марло. Однако персонажи и многочисленные сюжетные линии, связанные с интригами и бурным прошлым героев не столько увлекают, сколько поначалу путают неподготовленного зрителя, и лишь только при очень внимательном просмотре можно уловить все тонкости лондонской жизни. К тому же, история большей частью является плодом богатого воображения создателей фильма (например, многочисленное потомство королевы-девственницы, инцест и прочие малоприятные подробности личной жизни двора), поэтому подход с точки зрения науки не будет хорошим подспорьем для просмотра фильма. И за такой нарочитой сложностью и детализацией сюжета начинает теряться суть и идея происходящего, характеры и мотивация героев. Придирчивый зритель начинает копаться в истории, возмущаться опошленным образом Шекспира и за этим не видит главной мысли фильма, которую не смогли ярко акцентировать авторы — идеи искусства как политической силы; идеи, что правильно преподнесенное толпе слово, яркий образ способны потянуть за собой толпу; изображение влияния массовой культуры на общественность (что, несомненно, очень актуально в наше время информационных технологий). Подобная концепция навевает ассоциации с «Бесславными ублюдками» Квентина Тарантино — как и в «Анониме», это идея всемогущества искусства подается в историческом контексте, однако у  Тарантино история трактуется абсолютно свободно и становится лишь предлогом для изложения метафоры, в то время как Эммерих не может отступится от изображения исторических фактов и теряет главный смысл в интимных подробностях и родственных связях, ничего не значащих и не несущих никакой важной нагрузки для сюжета.

Безусловно, тема сюжета возлагала огромную ответственность на создателей фильма, с которой они, все же, худо-бедно справились. Несмотря на нерасставленные акценты в сюжете и характерах персонажей, динамика повествования зашкаливает, благо Эммерих умеет снимать действие. События, персонажи, быстрые смены декораций и временных промежутков под аккомпанемент шекспировских диалогов не дают зрителю передышки, держа его в напряжении до самой развязки. Этому способствует как и отличная игра актеров, так и безупречное воссоздание эпохи того времени. На экране предстает образ грязного средневекового Лондона без глянцевого налета. Видно, что создатели фильма уделили большое внимание изучению истории и быта елизаветинской эпохи — зрителю демонстрируется повседневная жизнь, нравы и досуг и аристократии, и низших слоев населения. Интересно отметить, что фильм не забыл показать серьезный конфликт общества, типичный для Ренессанса — столкновения человека нового типа, душа которого отдана искусству и красоте мира, и консервативного средневекового мышления, слепо следующего идеалам христианства.

«Анониму» сложно вынести однозначный вердикт. В этом, в первую очередь, виноват спорный сюжет, нарушающий привычное восприятие гения Шекспира и других исторических персонажей и событий. Но, несмотря на это, он является одним из наиболее стоящих внимания исторических  фильмов 2011 года благодаря отличной «картинке» и динамичности действия.

кадр из фильма "Аноним"кадр из фильма "Аноним"кадр из фильма "Аноним"кадр из фильма "Аноним"кадр из фильма "Аноним"кадр из фильма "Аноним"кадр из фильма "Аноним"кадр из фильма "Аноним"




coded by nessus

Комментарии: Один комментарий

Благодаря вашей рецензии посмотрел фильм. В принципе не жалею. Случайно нашел Ваш сайт, оказался достачно интересным. Жду новых публикаций

Оставить комментарий или два