Режиссер — Квентин Тарантино; сценарий — Квентин Тарантино; в ролях — Брэд Питт, Кристоф Вальц, Мелани Лоран, Дайан Крюгер, Даниэль Брюль, Майкл Фассбендер, Тиль Швайгер; 153 мин, США-Германия, 2009
Квентин Тарантино – уникальный режиссер, творящий авторское и в то же время коммерческое кино. Его можно любить, его можно ненавидеть, его можно превозносить как гениального творца и можно раскритиковывать в пух прах – но в одном все будут солидарны: Тарантино обладает легко узнаваемым, собственным неповторимым стилем, отличающим его фильмы из массы. Таким стилем обладают и «Бесславные ублюдки» — последнее на текущий момент творение режиссера.
«Бесславные ублюдки» бессовестно притворяются историческим фильмом, используя антураж оккупированной немцами Франции. И зритель, жаждущий увидеть документально подробную интерпретацию всемирной истории со всем известным финалом, будет крайне удивлен (шокирован, обескуражен, возмущен – в зависимости от предвзятости к вольным отступлениям от исторических реалий) действием и окончанием эпопеи Тарантино. Слово «эпопея» тут вполне уместно – режиссер, действуя согласно своему фирменному стилю, делит фильм на отдельные главы и населяет их огромным количеством персонажей, наделяя запоминающимися чертами даже самых эпизодических из них. Главы состоят из нескольких сюжетных линий. Одна из них – спецоперация отряда американцев-евреев во главе с лейтенантом Альдо Рейном (Брэд Питт) по уничтожению Гитлера, вторая – история Шошанны Дрейфус (Мелани Лоран), чудом выжившей еврейской девушки, также готовящей план мести всей верхушки нацистской власти. В обоих сюжетах появляется герой, своим присутствием объединяющий все главы в одно повествование – штандартенфюрер Ганс Ланда (Кристоф Вальц), который, будучи эсэсовцем, подсознательно ассоциируется с отрицательным героем, упрямо перетягивает на себя одеяло зрительских симпатий у прочих героев. Все последующие злоключения персонажей не имеют никакой связи с реальной историей. Третий Рейх служит лишь декорацией к сюжету и метафоре, заключающейся в фильме. Сам режиссер утверждает, что снимал скорее спагетти-вестерн, чем военный фильм. Так и есть на самом деле – оккупационная Франция выражена только французским языком, на котором говорит часть героев фильма, все исторические персонажи представляют собой ядовитые и гротескные карикатуры (из-за этого даже испытываешь облегчение, что Красная Армия никак не показана в фильме). И о чем же тогда фильм, если не об исторической войне, спросит зритель?
А фильм, собственно… о кино. Тарантино, помимо всего прочего, в каждом своем произведении демонстрирует свою любовь к кинематографу, цитируя классику и делая отсылки к старым фильмам. В «Бесславных ублюдках» это синефильство возведено в абсолют. Герои фильма постоянно говорят о кино, они смотрят кино в кульминации сюжета, она названы в честь реальных актеров, режиссеров и прочих деятелей кино. Конец фильма можно воспринимать как метафору торжества искусства – кино буквально убивает зло. И зло здесь выбрано не абстрактное, а конкретизированное и реальное — правящая верхушка нацисткой Германии.
Подобная идея требует блистательного исполнения, что присутствует в работе Тарантино. Каждый кадр выверен и эстетически красив, игра актеров легка и естественна (особенно следует отметить Кристофера Вальца, получившего «Оскар» за мужскую роль второго плана). Скрупулезное отношение к деталям также потрясает – при повторных внимательных просмотрах открывается множество незаметных сразу мелочей. Однако, в то же время стиль Тарантино остается делом вкуса – не каждый придет в восторг от получасовых диалогов «ни о чем», длинного хронометража и литров крови в сценах насилия, которые являются неотъемлемой частью фильмов режиссера. Особенное очарование конкретно этому фильму Тарантино придает многоязычие фильма – все действующие лица говорят на собственных языках: американцы и англичане – на английском, немцы – на немецком, французы соответственно на французском. Подобный прием создает ощущение присутствия реальности и привязки к определенному историческому промежутку и месту, несмотря на гротескный дух фильма.
Таким образом, «Бесславные ублюдки» — эклектичное, карикатурное и красивое зрелище с полным отсутствием каких-либо положительных персонажей, которое придется по вкусу любителям и знатокам кинематографа, но вызовет отторжение у ортодоксальных историков и ненавистников Тарантино.
P.S.: Автор Дмитрий Шапортов также написал свою рецензию на фильм «Бесславные ублюдки«.
Советуем почитать:
- Замок Нойшванштайн. Часть 2: Внешний облик замка
- Роль изобразительного искусства в политике Третьего Рейха
- Идеальный город: Германиа
- Людвиг II и Вагнер
- "Идеал" и "идеальное" в искусстве Третьего Рейха