Комментариев нет

Стекло Эмиля Галле: «Ваза с васильками»

Рубрика : Летний сезон (июнь 2012 - сентябрь 2012)

Виктор Пруве - портрет Эмиля Галле за работой, 1892Стекло для художника эпохи модерна было, пожалуй, самым подходящим материалом, чтобы выразить характерные особенности этого стиля. Оно давало все пластические возможности, с помощью которых выявлялись типичные для стиля плавность и тягучесть.

Одним из прославленных мастеров стеклоделия того периода стал французский художник Эмиль Галле. Хотя он и работал главным художником в школе Нанси, которая производила и мебель, и керамику, и изделия из металла, мировую славу ему принесло именно стекло. В каждом своем изделии Галле добивался неповторимого эффекта и особенной манеры, которые отличали его работы из многообразного ряда ваз и светильников, появлявшихся в то время. На примере одной вазы я попробую рассмотреть характерные особенности творчества Эмиля Галле.

«Ваза с васильками» была изготовлена в 1879 году, поэтому ее можно отнести к ранним работам мастера, так как его дебют произошел годом ранее на всемирной выставке в Париже. Он покорил жюри своими изделиями и с тех пор стал одним из крупнейших художников в области стекла. Особенностью этого периода является то, что Галле еще использует прозрачность стекла как средство выразительности. Позже он будет увлечен цветным и «опаловым» (просвечивающимся) стеклом, и категория прозрачности почти уйдет из его творчества. На примере «Вазы с васильками», можно увидеть, что стекло все же не полностью прозрачно; оно покрыто небольшими полупрозрачными вкраплениями разных форм нежно голубого цвета. Эти участки сделаны Галле в технике, получившей название clair-de-lune («лунный свет»). Художник сам выступил в качестве изобретателя этого приема. Он заключался в постепенном введении в состав стекла оксидов кобальта, из-за чего материал мог приобрести оттенок от светло-голубого до фиолетово-красного в зависимости от количества введенного вещества. Этой техникой Галле пользовался на протяжении всей своей жизни.

Эмиль Галле - ваза с васильками, 1879Эмиль Галле - ваза с васильками, 1879

Ваза имеет достаточно простую форму: овальное тулово без ножки, сужающееся около горлышка, которое имеет форму распахнутого венчика. Она представляет собой единожды выдутый и сформированный посредством деревянных брусков объем; таким образом, ваза изготовлена гутным способом. В отличие от простоты формы декор имеет довольно сложную композицию. Структура стекла имеет не однотонный прозрачный цвет, а испещрена вкраплениями светло-голубого цвета в технике  clair-de-lune. Скорее всего,  этот декор изготавливался гутным способом, когда Галле, поворачивая «баночку» на трубке, прикасался в этих местах другим кобальтосодержащим стеклом, отчего на будущей вазе получались пятнышки, похожие на чернильные разводы. Художник отличался любовью к разнообразным техникам, применяемым в своих изделиях, и поэтому сказать точно, какой из них он пользовался при создании того или иного предмета, довольно сложно. Помимо гутного декора в вазе применена и эмалевая роспись. На сосуде изображены две веточки васильков, которые находятся на его противоположных стенках. Этот мотив выбран Галле не случайно. Именно василек был любимым цветком французской королевы Марии Антуанетты, которая ввела моду на изготовление фарфора с его изображением.  Поэтому у зрителя василек стал прочно ассоциироваться как один из типичных французских орнаментов. На вазе изображены стилизованные цветки в трех фазах цветения: бутоны, только-только распустившиеся, и уже цветущие во всем великолепии. Не зря наиболее раскрывшийся цветок располагается посередине и является композиционным центром росписи. Надо заметить, что композиция асимметрична, хотя и поддерживает некий намек на порядок, путем уравновешивания цветовых пятен по диагонали. Несмотря на то, что васильки стилизованы, в росписи проявляется натурализм, который подчеркнут извивающимися стеблями и листьями. Они становятся как бы связующими звеньями между крупными и яркими объемами цветков. Фон, покрытый голубыми пятнами, создает иллюзию вибрирующего воздуха и легкой невесомости, в которой находится василек. Даже форма венчика вазы вторит этому мотиву изображения цветка.

Эмиль Галле - ваза с васильками (деталь), 1879

Несомненно, что излюбленным мотивом у Галле был цветочный, не зря он когда-то занимался ботаникой. Именно этот фактор сыграл одну из главных ролей в создании художником цветочных сосудов. «Ваза с васильками» подтверждает мастерство Эмиля Галле, как одного из ведущих художников ар-нуво.




coded by nessus

Оставить комментарий или два