Комментариев нет

Творческий путь Пизанелло

Рубрика : Кватроченто (октябрь 2011- июнь 2012)

Пизанелло – рисунок утки

Пизанелло – рисунок утки

Для своих современников Пизанелло был известен прежде всего как великолепный медальер, тогда как мы его знаем в качестве придворного живописца и портретиста. Но будет неправильно, если мы будем выбирать, в каком ремесле ему удалось лучше воплотить свое творчество. Как художник и человек Возрождения, Пизанелло  проявил себя одинаково хорошо как в живописи, так и в скульптуре.

«Зал Пизанелло» был открыт совсем недавно в 1960-х годах. Этот цикл росписей был создан Пизанелло в 1440-х годах. Раньше предполагалось, что фрески были утрачены в 1480 году, когда произошел обвал потолка в палаццо Капитано в Мантуе. Главной темой росписей художник выбрал средневековые легенды о короле Артуре. В их контексте он представил триумф рода Гонзага.

До наших дней дошло совсем немного живописных работ мастера. Фресок и того меньше – всего три. Это декорации надгробия Бренцони в церкви Сан-Фремо (самое раннее произведение Пизанелло), росписи церкви Сант-Анастазия в Вероне, где находится потрясающая  фреска «Святой Георгий и принцесса», и, наконец, недавно открытый так называемый «Зал Пизанелло» в Мантуе.  В его ранних работах видно влияние ломбардской и тосканской школ, в частности художника Альтикьеро. От него он почерпнул реалистичность изображения людей и предметов, их материальность и телесность. Но на его манеру целиком все же больше повлияло такое явление, как интернациональная готика, которую ему привил его наставник Джентиле да Фабриано. Таким образом, в творчестве Пизанелло отчетливо прослеживается два основных направления: повышенная декоративность, наполненность деталями, религиозные сюжеты, взятые из средневековья и в то же время объемно-пластическая моделировка фигур, светские мотивы и внимание к человеческой личности, пришедшие с культурой Возрождения. Другими словами, происходит наложение на готическое восприятие и мышление человека абсолютно новых ренессансных идей и манер.

Пизанелло - реверс медали Чечилии Гонзага

Пизанелло - реверс медали Чечилии Гонзага

Его живописное наследие состоит в основном из парадных портретов. Пик активной творческой деятельности приходится на так называемый «феррарский период», когда он переехал после изгнания в Феррару. Именно в это время и создается большинство его работ. Можно говорить о том, что Пизанелло начал традицию заказного портрета Возрождения. Перед нами предстают самые влиятельные и богатые люди того времени, причем в этих работах четко прослеживается влияние Северного Возрождения, где уже в это время существовал жанр парадного портрета. Говоря о подобных картинах, нельзя не отметить их сходство с медалями, которыми художник увлекся уже в зрелом возрасте. Заказчик изображен в профиль и по плечи. На примере портрета Лионелло д’Эсте и его медали отчетливо видно сходство не только в композиции, но и в художественном образе. Этот прием потом воспримут и более поздние художники, в частности Пьеро дела Франческо, который разовьет его до традиционного флорентийского портрета, пока в XVI веке профильное изображение не сменится трехчетвертным. К слову, медали составляют основную массу наследия Пизанелло. Не зря его считают первооткрывателем этой техники. Конечно, медали существовали и до него, просто в связи с подъемом интереса к античности многие знатные граждане стали их коллекционировать. Естественно, им захотелось также иметь и собственное изображение на медали, ведь это бы подчеркивало их знатность и древность рода, поэтому многие художники выполняли такие заказы. Одним их первых как раз и был Пизанелло. Подобные собрания были в собственности у различных фамилий, например, одну из лучших коллекций столичный зритель мог увидеть этим летом на выставке Медичи в Кремле.

Отдельное внимание стоит уделить и графическому наследию мастера. Его особенностью является тот факт, что Пизанелло увлекался анималистическим жанром, и именно изображения животных мы найдем на большинстве листов. Конечно, у него есть и портреты и архитектурные зарисовки, но этюды животных интересны тем, что он их делал с натуры, тогда как остальные он писал по памяти. Причем виды животных у художника варьируются от домашних до совершенно экзотичных. По ценности, это собрание рисунков может конкурировать с наследием Леонардо да Винчи и Дюрера.

В целом, о Пизанелло с его художественным разнообразием можно судить как о разносторонне развитой личности. Он работал и в монументальной, и в станковой живописи, и в скульптуре, и в графике, и во всех этих видах он проявил мастерство и сумел достичь определенных высот.

Пьеро делла Франческа - портрет герцога Федериго Монтефельтро и герцогини Баттисты СфорцаПизанелло – портрет Лионелло д’ЭстеПизанелло - медаль с изображением Лионелло д’ЭстеПизанелло - надгробие Бренцони в церкви Сан-ФремоПизанелло - наброски обезьян

1. http://michaeltolmachev.ru/but-26.htm
2. http://www.britannica.com/EBchecked/topic/461701/Il-Pisanello
3. Майская, М. И. Пизанелло, 1981




coded by nessus

Оставить комментарий или два