Культура и искусство Третьего Рейха, пожалуй, до сих пор остаются одной из самых животрепещущих тем, которые будет волновать умы человечества еще долгое время. Этот феномен объясняется двумя простыми факторами. Во-первых, нацистская Германия в сознании русского человека всегда будет считаться «врагом №1». На полях сражений было потеряно множество русских солдат, борющихся за свое Отечество. Вторая мировая война нанесла огромный урон половине цивилизованного мира, не говоря уже о колоссальном ущербе молодой Советской стране. Вторая причина «любопытства» кроется в недоступности и не до конца освещенности всех фактов и реалий, который существовали «по ту сторону» фронта. Ведь человеку свойственно интересоваться всем неизвестным и таинственным, а культура и быт наших врагов представляли из себя вполне объяснимые загадки.
Также интересно взглянуть на проблему восприятия всего, связанного с Третьим Рейхом, в современной массовой культуре и СМИ. Любые проекты, будь то фильмы, театральные постановки, книги и даже музыка, содержащие рефрен на мотивы нацистской культуры, имеют в нашем мире большой отклик и вызывают громкий резонанс. Особо я хочу отметить такую популяризацию в юмористических проектах, так или иначе высмеивающих этот период. Если же автор того или иного действия отнесся к характеристике этого времени более или менее серьезно, его сразу объявляют неонацистом, чем также вызывают большую шумиху. Скорее всего, эти проблемы кроются в отсутствии единого мнения по поводу этого периода.
Для решения таких проблем, прежде всего, необходимо смотреть на историю без предвзятого. Если в Европе этот барьер медленно, но постепенно преодолевается, то в России он, на мой взгляд, не исчезнет полностью никогда, поскольку трагедия войны коснулась каждой семьи. Поэтому все, что имеет отношение к Третьему Рейху, русские априори считают плохим и неестественным, тем, что не имеет права на существование. Упоминание имен Гитлера и Геринга, аббревиатур СС, НСДАП и Гестапо у нас вызывает объяснимый дискомфорт и принятие, как личностного оскорбления. Примером может послужить несчастная судьба великого композитора Рихарда Вагнера, на чьем имени теперь клеймом наложена печать «любимого композитора Гитлера». Многие люди до сих пор считают его носителем нацистской пропаганды, которую он заключал в своих произведениях, несмотря на то, что композитор умер за целых 50 лет до прихода нацистов к власти. С другой стороны, кантата Карла Орфа «Кармина Бурана», созданная в 1937 году, теперь необычайно популярна, и ее относят к произведениям скорее Средневековья, нежели двадцатого века.
Я ни в коем случае не призываю забыть историю и сделать вид, что ничего не было. Конечно, подобные преступления против человеческой нации никогда не прощаются. Но на мой взгляд, изучение истории и культуры следует отделять от личностного отношения к прошлому. Если мы хотим узнавать, изучать и исследовать чуждые нам культуры и истории, то необходимо прежде всего отказаться от персонального восприятия данной проблемы, то есть включить объективное мышление. Хотя, если посмотреть на это с другой стороны, то можно увидеть, что такой предмет, как история, никогда не был объективным. Всегда в оценку прошлого вмешивались силы извне и трактовали свои субъективные взгляды. Конечно, речь идет о политике. В разное время отношение к истории менялось в зависимости от того, какие цели преследовало правительство той или иной страны. Сейчас мы живем в эпоху, когда контроль государства практически полностью истреблен — мы сами в праве решать, к чему и как нам относиться. Правда эхо советского воспитания еще достаточно сильно в России, поэтому надеяться, что мы пойдем по пути Запада, не стоит. Еще не скоро Третий Рейх «превратится» в империю Александра Македонского, став не многим более, чем исторической эпохой, когда один человек решил завоевать весь мир. Еще не скоро человеческие жертвы будут для нас лишь печатными цифрами на бумаге, а не свежими воспоминаниями, затронувшие судьбы нашей страны. Еще не скоро имена поистине великих людей, таких как Рихард Вагнер, Лени Рифеншталь, Альберт Шпеера, Арно Брекер, будут связывать не столько с эпохой, когда они творили, сколько с их вкладом, который они внесли в развитие мирового искусства. Произойдет ли это когда-нибудь не известно, но понятно лишь, что у наших детей и внуков уже будет другое отношение к такому феномену в истории, как Третий Рейх.
Советуем почитать:
- Замок Нойшванштайн. Часть 2: Внешний облик замка
- Идеальный город: Германиа
- Архитектура Берлинской филармонии
- Роль изобразительного искусства в политике Третьего Рейха
- Рецензия на фильм "Бесславные ублюдки"
«такие преступления против человеческой нации никогда не прощаются» — во-первых, что такое =человеческая нация=?
Во-вторых: далеко не нацисты — главные преступники против =человеческой нации=. Много кто их переплюнул.. (у нас пока еще за сомнения в холокосте не сажают?)
@ николь:
1. То есть человечества.
2. Согласна, японцы в этом плане впереди всей планеты.
Надеюсь автор данной статьи будет непротив если я использую её в своем рефирате уж очень сильно тронула меня эта статья
@ Mefisto:
Забавно. Да, пожалуйста