Режиссер – Квентин Тарантино; сценарий – Квентин Тарантино; в ролях – Брэд Питт, Кристоф Вальц, Мелани Лоран, Дайан Крюгер, Даниэль Брюль, Майкл Фассбендер, Тиль Швайгер; 153 мин, США-Германия, 2009
Кино при всей условности и гротеске повествования оставляет тягостное послевкусие. Современный зритель давно привык видеть насилие на экране. Кровь, убийства, растерзанные тела вызывают разве что тень отвращения, шокировать подобным уже невозможно. Но Тарантино неведомым образом удалось преодолеть болевой порог.
Наши советские (и российские) фильмы о Второй Мировой всегда вызывали у меня скорее скепсис, чем сострадание. Там всё однозначно — эти люди хорошие, эти — изверги и мерзость. Патриотичные солдаты славной советской армии с непроницаемыми лицами уничтожают мировое зло без малейших колебаний. Не плохое кино, нет, но очевидное, высказанное до конца. Не оставляет сомнений. А мыслить — значит сомневаться.
Тарантино снял очень субъективный фильм. Ублюдками движет холодная, расчетливая, кровожадная месть. Шошанной — непримиримая, безжалостная вендетта. Либо мы их, либо они нас. Те и другие ведут войну с фашизмом его же методами. Никакого гуманизма и сострадания к пленным тут нет. Или мы, или они. В этом смысле очень показательна сцена в конце фильма, в которой Альдо Рейн спрашивает своего напарника, снимающего скальп с убитого нациста: «Что скажешь, Ютивич, ты как, за мир?», а тот, не переставая работать ножом, отвечает: «Я, да, за мир». Должно быть добро с кулаками или нет — спорный вопрос, но тем кино и интересно.
Союз Шошанны с Марселем, любовь еврейки и негра — весьма символичны. Две вечно гонимые нации объединяются против своих угнетателей. Боль немного утихла, раны стали заживать, но один унизительный разговор с нацистом — и ненависть разгорелась с новой силой.
Легкомысленное замечание: небезынтересно, что подготовила и практически осуществила убийство Гитлера женщина. Феминистки, пожалуй, остались довольны. Это к слову.
У Тарантино все одинаково жестоки. Фашисты и борцы с ними, солдаты и офицеры, мужчины и женщины, англичане и немцы. Война в каждом пробуждает самое плохое, поднимает из глубин подсознания первобытную кровожадность. Уничтожает в человеке человеческое. Её ужас не кончается в километровых списках убитых солдат, выжженной земле, разрушенных городах. Он продолжается в искалеченных, изломанных морально и физически людях, которые вернулись домой. Потерянное поколение. Вчерашний школьник искренне рад, что убил почти полсотни человек за пару часов. С подростковой жестокостью он восторгается своим триумфом, упивается гордостью за себя и Третий Рейх.
Можно еще долго рассказывать о каждом герое в отдельности, смотреть на фильм в целом под разными углами, и постоянно будет появляться что-то новое. Пугающее и трагичное чаще всего. Но пора уже заканчивать повествование.
Это очень честное кино о войне. Без наставительных нравоучений и морализаторства. Оно даёт не готовые ответы, но пищу для размышлений. Это исключительно ценно уже само по себе, а для голливудского блокбастера — тем более.
P.S. А переводчицу жалко. Она красивая была.
P.S.: Главный редактор Анастасия Солдаткина также написала свою рецензию на фильм «Бесславные ублюдки«.
Советуем почитать:
- Замок Нойшванштайн. Часть 2: Внешний облик замка
- Архитектура Берлинской филармонии
- Идеальный город: Германиа
- Людвиг II и Вагнер
- Кандинский и "Синий всадник". Выставка в ГМИИ