Комментариев нет

Развитие английского искусства в XIX веке – возврат назад или шаг вперед?

Рубрика : Летний сезон (июнь 2012 - сентябрь 2012)

Чарльз Берри, Огастес Пьюджин - здание Парламента в ЛондонеДевятнадцатый век по праву считается переломным и достаточно трудным этапом в искусстве всех западноевропейских стран. Этот век стал прародителем и носителем многих стилей, которые затем получили свое развитие и в двадцатом и в двадцать первом веке. Конечно, речь идет об эклектике – «стиле всех стилей». Исследователи часто и довольно безосновательно называют этот период «дурновкусием», признаком упадка всего европейского искусства, считая эклектику шагом назад. В то же время в рамках этого века зарождается и новый взгляд на дальнейшее искусство. Еще не так явно, как в двадцатом веке, проявляются все те признаки и показатели, которые будут формировать и направлять искусство в последующее время.

Но вернемся к началу девятнадцатого века. В ту пору возникает такое интересное движение, как романтизм, связанный с обращением к природе и большим вниманием к внутреннему миру человека. Но на фоне всех общих бунтарских и антиклассических идей романтизм на «туманном Альбионе» имел  оттенок «историцизма», то есть его последователи провозглашали обращение к предшествующим эпохам. Эта идея нашла свое выражение в возрождении готической архитектуры, которая стала неким воплощением характерных национальных черт искусства романтизма.

Германия считается родиной романтизма, хотя его предпосылки были обозначены в Великобритании еще в XVIII веке (предромантизм и сентиментализм), но они заглохли в связи с прокатившейся по стране индустриальной революцией. Так что возникшие Великобритании начальные романтические импульсы возвратились на родную почву окружным путем.

В англоязычной литературе это явление получило название «gothic revival», что означает, если переводить дословно, «возрождение готики». Среди отечественных искусствоведов в обиход вошло понятие «неоготика», которое в нашем сознании неразрывно связано с терминами «эклектика» и «историзм», что в современном искусствознании заведомо необоснованно определяют как некий упадок искусства. Особенно ярко этот стиль проявился в Великобритании. Именно в Соединенном Королевстве впервые заявили, что современное искусство должно ориентироваться на средневековые национальные идеалы. К тому же, британцам, как никому другому, была близка эта народная консервативная черта, призывавшая обратиться к искусству прошлого. Доказательством тому служит тот факт, что с момента своего возникновения, готический стиль ни разу не был забыт на территории Великобритании, и полюбился абсолютно всем социальным прослойкам общества, проявляясь в чертах всех стилей, когда-либо господствовавших в Королевстве. Таким образом, создается противоречие понятий – считать ли Викторианскую эпоху подъемом или наоборот спадом художественного творчества.

Историки отмечают в это время необыкновенный подъем католической церкви, которая в эпоху Просвещения практически потеряла свое влияние. В связи с этим начинают публиковаться различные философско-эстетические труды, которые доказывают необходимость возрождения «искреннего» средневекового искусства взамен «чопорного» неоклассического. Постепенно все больше и больше образованных и влиятельных людей того времени начали признавать ценность этой идеи. Одним из таких первых «вдохновителей» стал английский архитектор Огастес Уэлби Пьюджин (1812-1851гг.). Он провозгласил доиндустриальную средневековую эпоху «Золотым веком» английского общества и призывал возродить католические ценности, которые были уничтожены классицизмом и Промышленной революцией. Пьюджин известен в основном благодаря своему вкладу в оформление здания Парламента, а также как дизайнер и публицист. В 1836 году он опубликовал монографию «Контраст, или Параллели между величественными постройками Средневековья и современными зданиями, демонстрирующими отсутствие вкуса». В своей работе он стремился доказать, что социальным и религиозным ценностям может соответствовать именно неоготический стиль.

Особого упоминания заслуживает выдающегося теоретика искусства Джона Рескина (1819-1900гг.), который также ставил готическое искусство основополагающим для будущих форм искусства. Только в отличие от Пьюджина, Рескин взял за образец не национальную английскую готику, а ее венецианское проявление. В своей книге «Камни Венеции» он объявил  Дворец Дожей идеалом всей архитектуры.

Естественно, что после таких мощных идеологических заявлений в стране вспыхнул интерес к своей средневековой культуре: появились «готические романы» («Монах» А.Радклифф, «Замок Отранто» Г.Уолпола и др.); в 1835 году было построено здание Парламента; возросло влияние консерваторов и монархистов. В связи с укреплением позиций католической церкви страну захлестывает строительство новых и восстановление старых храмов и монастырей.

В XIX веке также возросла роль декоративно-прикладного искусства. Оно расценивалось как более демократичное, то есть стоящее ближе к народу. В связи со всплесками антиаристократических настроений, декоративно-прикладное искусство оказалось наиболее подходящим видом искусства для своего времени, соответствующим и выражающим вкусы буржуазии. Это явление также было не случайным. Речь идет о промышленной революции, которая достигла своего апогея именно в XIX веке, повлияв на развитие всех отраслей хозяйственной деятельности человека (в том числе она коснулась и искусства). Теперь на первый план выдвигается дешевизна и простота изготовления изделия, отвечающего стилевым и эстетическим взглядам времени и доступного среднему классу населения. Против такого подхода, безусловно, восставали современные критики, требуя переосмысления идеалов искусства и возвращения ручного труда. Позднее, художники и критики даже отмечали, что разделение искусств на декоративные и изобразительные неумолимо приводит к их разобщенности и упадку. «Радовать людей предметами, которыми они волей-неволей должны пользоваться, — одно из назначений декоративного искусства; радовать людей предметами, которые они должны создавать, — другое его назначение» — писал в своей статье видный художник и критик Уильям Моррис (1834-1896гг.).

Королева ВикторияДжеймс Тиссо – “На дирижабле”, 1874Всемирная выставка в Лондоне в 1851 году

1. Моррис У. Искусство и жизнь. Избранные статьи, лекции, речи, письма. – М.: Искусство, 1978.
2. Адамс С. Движение искусств и ремесел. – М.: ОАО Издательство «РАДУГА», 2000.
3. Рескин Д. Лекции об искусстве. – М.: Б.С.Г.-ПРЕСС, 2011.
4. История всемирной литературы в 8 томах. Том 6 / Гл. редкол. Г.П. Бердников (гл. ред.), А.С. Бушмин и др. – М.: Наука, 1983-1994.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Похожие статьи

Оставить комментарий или два