Комментариев нет

Школа цубако Ёкоя: особенности техники и композиции

Рубрика : Летний сезон, Период Эдо

Всего за историю Японии выделяют более 60 различных школ мастеров-цубако, не считая отдельных выдающихся художников. Чаще всего школы цубако – это целые поколения семей, сохранявших свои традиции, секреты мастерства и индивидуальный стиль.

Ёкоя Соё - цуба с шиши и его детенышем, XVIII век.yokoya-soyo-1615-1868Ёкоя Сомин II - цуба со сценой изгнания демонов Оками в Новый год

Ёкоя была одной наиболее влиятельных школ по изготовлению художественной оправы японских мечей в XVII-XVIII вв. Ее основателем принято считать Ёкоя Соё I (1615-1690), которого также величают «Дедушкой Соё».  Он был выходцем из семьи Гото, которая, пожалуй, была самой престижной и популярной среди знати школой. Ему принадлежит открытие новой техники декора – катакири-бори (имитации рисунка кистью). Однако наиболее известным представителем школы Ёкоя является Екоя Сомин (1669-1733), приемный внук Сое I. Он довел технику катакири-бори, изобретенную его предками, до совершенства и вывел свою школу на лидирующие позиции среди остальных. Ёкоя Сое II (1700-1779) представляет собой третье поколение мастеров этой школы. Однако представителей школы было намного больше, и каждый прославленный мастер династии имел учеников. Некоторые из них впоследствии образовывали собственные школы-цубако (самые известные из них — школы Ивамото и Янагава). Однако не все имена представителей школы дошли до наших дней, поскольку художник мог подписаться не настоящим своим именем, а именем великого мастера своей школы. Поэтому часто возникают проблемы в датировке и авторстве произведений.

Ёкоя Сомин - мэнуки в виде горы Фудзи и птицы Хо-о, 1-я треть XIX в.Ёкоя Соё - мэнуки в форме божества ШокиЁкоя Сомин - козука с изображением тигра и бамбука, кон. XVIII-нач. XIX вв.Ёкоя Соё - козука с изображением коня и ивы, 1 треть XIX в.Ёкоя Соё II  - цуба с поэтом РосеемЁкоя Соё - цуба с петухом и пеонами

Изначально школа Ёкоя испытывала большое влияние школы Гото. Со стилем Гото перекликался выбор материала сякудо и техники отделки фона нанако. Сякудо – один из самых популярных сплавов среди японских ювелиров. Состав его представлял от 75 до 97% меди и от 3 до 25% золота. Однако ювелиры много экспериментировали с его составом, и он мог помимо этих металлов содержать и серебро, и свинец, и олово. В зависимости от состава, сякудо мог приобретать цвет от иссиня-черного до терракотового. Однако наиболее любимым среди японских мастеров цветом был фиолетово-черный, поскольку на его фоне особенно ярко выделялись инкрустации драгоценными металлами. Кроме того, сякудо благодаря своей мягкости превосходно поддавался гравировке. Именно поэтому на сякудо часто выполняли одну из наиболее эффектных техник заполнения фона – нанако («рыбья чешуя»). Суть техники состоит в получении плотно расположенных гранул не более 1 мм. Они выполняются ударом перфоратора исключительно на глаз и могут образовывать прямые линии или концентрические окружности. Поверх нанако могли устанавливаться литые фигурки, окрашенные лаком или инкрустацией, которые образовывали сюжет. Цубы, выполненные в такой технике, считались наиболее дорогими и характерны для мечей богатых самураев.

Школа Гото - Цуба с лучникамиШкола Гото - цуба с лошадьми и цветамиЁкоя Сомин - цуба с конями, 1 треть XIX в.Школа Ёкоя - парные цубы дайсе с тиграми

Однако школа Ёкоя ни в коем случае не занималась копированием Гото, иначе бы они не завоевали такое уважение и признание среди знати. Школа Ёкоя выработала новую технику, называемую катакири-бори. Иное ее название – эбу-бори, то есть «рисунок кистью». Линию проводят специально заточенной стамеской несколькими гранями, расположенными под разным углом друг к другу, и в результате получается углубленная V-образная бороздка, похожая на штрих кисточкой. Благодаря этой технике можно добиться линии с разной толщиной и глубиной линии, и благодаря светотени складывается ощущение рисунка тушью. Именно эта техника прославила школу Ёкоя, хотя традиции школы Гото также не были забыты.

Ёкоя Сомин - цуба с Шоки, 1670-1733Цуба мастера Ёкоя Сомина IЁкоя Сомин I - цуба и козука

Список литературы:
Скраливецкий Е. Б. Цуба – легенды на металле. – СПб.: Атлант, 2006
Gunsaulus H. Japanese sword-mounts in the collections of Field Museum. – Chicago: Field Museum of Natural History, 1923
Okabe-Kakuya. Japanese swords guards. – Boston: Museum of Fine Arts, 1908
http://educators.mfa.org — Museum of fine Arts (Boston)



coded by nessus

Оставить комментарий или два