Меч в Японии был не просто орудием убийства, а предметом, которому придавалось большое символическое значение. В японской традиции клинок стал одним из атрибутов дзен-буддизма, на основе которого был составлен кодекс Бусидо – основные положения поведения самурая в обществе. Меч становится предметом самопознания и самосовершенствования, а так же объектом многочисленных ритуалов. В японском менталитете заключена малопонятная для западного человека культура созерцания, и поэтому японцы высоко ценили необыкновенные и мастерски исполненные вещи.
Меч, особенно в период Эдо (XVII-XIX вв.), превращается в настоящее произведение искусства, и вместо сугубо функциональной вещи становится объектом созерцания. Этому даже была посвящена церемония, не менее значимая, чем чайная, – «любование мечом». На основе правил безопасности и этикета был выработан строгий порядок проведения этого ритуала. Например, некоторые из них: держать меч лезвием к себе, чтобы не оскорбить окружающих; кланяться мечу, отдавая почтение мастеру, выковавшему его; не дышать на клинок и не держать его голыми руками, а только через лист бумаги или шелковый платок, чтобы не причинить вред стали, и т.д. С XVI века мечи становятся предметом коллекционирования среди японской знати. Также большие коллекции образовывались в буддийских и синтоистских храмах, поскольку специально выкованные лучшими мастерами мечи были также частью жертвенного подношения. Помимо объекта любования, меч при сегунате Токугавы становится показателем статуса и богатства его владельца. В это время ювелирное искусство достигает немыслимых высот в декоративной отделке оправы меча.
В отличие от японцев, которые ставят красоту клинка выше его оформления, для западного человека наибольший интерес для коллекционирования и изучения представляет именно оправа меча. Детали оправы, принадлежавшей богатым самураям и знати, являются подлинными шедеврами японского ювелирного искусства. Это во многом объясняется тем, что в Японии не получили распространения нательные ювелирные украшения, и главным аксессуаром женщины был гребень, а мужчины – меч. Меч воплощал душу самурая, а отделка – его мировоззрение или род деятельности. Благодаря этому детали оправы украшены самыми различными сюжетами и мотивами. В Японии было множество техник и школ, каждая со своим уникальным подчерком. Поэтому, глядя на цубы, фути и касира, невозможно не восхититься композиционному многообразию, представленному на, казалось бы, таких небольших предметах.
Японские мечи различаются по типу и статусу. Наибольшую известность среди европейской публики приобрели катана и тати. Катана, в отличие от большого меча тати, была преимущественно боевым предметом. Тати в мирный период Эдо превратился в атрибут привилегированной прослойки общества, и поэтому катана становится одним из самых популярных типов мечей. Его длина была ограничена законом (около 60 см), и благодаря такому меньшему по сравнению с тати размеру он был удобен для повседневного пешего ношения. Также он отличался от тати большей простотой и лаконичностью. Именно в катана наиболее отчетливо выражено японское понятие красоты: простая монтировка, сдержанный декор, изящная элегантность.
Любой японский меч – это стандартизированный комплекс деталей, полученный в результате многовекового совершенствования формы меча. Достигнув полной гармонии и логичности монтажа, форма и детали меча были законсервированы в своей идеальной конфигурации и больше не изменялись в течение целого тысячелетия. Декором покрываются цуба, фути, мэнуки и касира. Как правило, они выполняются одним автором и с использованием единого мотива.
Европа открыла для себя все своеобразие японского искусства лишь в 1862 г., после выставки в Лондоне. Начинается мода на коллекционирование оправ японского оружия. Российские коллекционеры также интересовались оправами меча. Среди известных российских коллекционеров можно назвать имена Карла Фабеже, Семенова-Тянь-Шанского, Великого князя Михаила Николаевича. Значительное собрание цуб поступило в собрание Государственного Эрмитажа благодаря коллекции С.П. Варшавского.
1. Баженов А. Г. История японского меча. – СПб.: Атлант, 2001 2. Скраливецкий Е. Б. Цуба – легенды на металле. – СПб.: Атлант, 2006 3. Хорев В. Н. Японский меч. Десять веков совершенства. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011 4. Конрад Н. И. Очерк истории культуры средневековой Японии. – М.: Искусство, 1980 5. Моран А. История декоративно-прикладного искусства. – М.: Искусство, 1982Советуем почитать:
- Иконография образа Вишну
- К вопросу об особенностях развития искусства в Лаосе
- Особенности кхмерских храмов IX-XII веков
- Школа цубако Ёкоя: особенности техники и композиции
- Композиционное многообразие цубы. Часть 1