Комментариев нет

Сергей Тимофеевич Коненков: «Текстильщица»

Рубрика : Вне сезона

Пожалуй, одним из самых прославленных скульпторов советской России следует назвать Сергея Тимофеевича Коненкова (1874-1971), чьими стараниями был возрожден такой ваятельный материал, как дерево. Это не является случайностью, ведь Сергей Тимофеевич происходил из крестьянской семьи и с раннего детства был знаком с техникой обработки деревянных поверхностей.

Сергей Тимофеевич Коненков - «Текстильщица», 1923Существует достаточное количество сохранившихся работ мастера, выполненных в дереве, но все они являются станковыми. Среди монументальных скульптур известна и дошла до нас всего лишь одна – «Текстильщица», созданная в году. Сейчас она храниться в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу, куда поступила в 1929 году из Центрального парка Культуры и отдыха имени Горького, который в те времена назывался «Комбинатом культуры на свежем воздухе». Скульптура являлась частью огромного монументально-декоративного ансамбля, который оформлял вход и павильоны на Первой Всероссийской сельскохозяйственной выставке, открывшийся в 1923 году. Помимо фигуры «Текстильщицы», Сергей Тимофеевич выполнил еще несколько скульптур, в числе которых значились «Кариатида» и «Атлант». К сожалению, из-за пожара уцелела только одна «Текстильщица», которую «приютила» Третьяковская галерея.

Скульптура представляет собой монументальную фигуру женщины высотой около трех метров. Она подняла вверх руки, зажимающие челнок с полотном, которое «обволакивает» ее тело, играя роль одежды. Именно через эти атрибуты труда удалось установить, что фигура олицетворяет собой текстильное производство. Полотно в ее руках напоминает тяжелое знамя, которое она подняла, как знак победы. Этот мотив поднятых рук достаточно часто встречается у мастера и символизирует торжество полного энергией созидательного бытия. Помимо этого, фигура исполняла и функциональную задачу – поддерживала несомую часть здания. Поза «Текстильщицы», при всей ее устойчивости, оказывается невозможной: правая нога немного полусогнута, тогда как левая вовсе отодвинута назад. Центр тяжести оказывается ровно у нее посередине, принимаемый на себя полотном, спускающимся на землю.

Сергей Тимофеевич Коненков - «Текстильщица», 1923Задумчивая кора (Кора 674), 510 - 500 гг. до н.э."Рождение Венеры" (фрагмент "Трона Людовизи"), 460-450 гг. до н.э.

Нельзя не сказать о явных античных традициях и идеалах, которые прослеживаются в облике «Текстильщицы». Лицо девушки напоминает лицо древнегреческой коры с застывшей «архаической улыбкой» на устах. У нее также выдвинута вперед одна нога: в этом движении можно найти «реинкарнацию» ритуального шага. В то же время, в скульптуре прослеживаются параллели не только с корами, но и с более поздними кариатидами, ведь они выполняли одинаковые функции с «Текстильщицей» – несли на себе антаблемент здания. Текстиль, в который она обернута, напоминает древнегреческие драпировочные накидки, наподобие пеплоса или хитона. Он буквально обволакивает ее тело, создавая иллюзию мокрой ткани. Такой прием был использован еще в рельефе «Рождение Афродиты» на задней стороне трона Людовизи – за счет того, что богиня полностью обернута в мокрую драпировку, создается ощущение абсолютно обнаженного тела. Только в отличие от хрупких гармоничных застывших фигур античных богинь, «Текстильщица» предстает достаточно крупной девушкой, с округлыми частями тела, в которых чувствуется неоспоримая живая энергия. Мотив вертикального движения пронизывает фигуру, кажется, еще мгновение и она распахнет свои глаза и начнет шевелиться. При всей своей схожестью с античными статуями, «Текстильщица» производит впечатление буквально прародительницей всего живого, олицетворением женского начала. Ее сила и мощь – это энергетика живой плодородной земли. Поэтому скульптура «Текстильщицы» глубоко символична – это не только олицетворение рабочего труда, но и представление о исконно женском начале, тесно связанным с древними символами матриархального мира.

Не случаен и выбор Сергеем Тимофеевичем материала для исполнения столь монументально-символичного образа. Дерево представляется, как основа, тесно связанная с крестьянским и рабочим трудом, как традиционно русский материал. Тем более, дерево было любимым сырьем мастера для создания своих гениальных произведений. Интересно, что фигура «Текстильщицы» была вырезана из цельного ствола дуба, привезенного из Америки.

Таким образом, исходя из анализа «Текстильщицы», можно судить о монументальном таланте Сергея Тимофеевича Коненкова, который, безусловно, в полной мере воплотился в этом образе.




coded by nessus

Оставить комментарий или два